
Общественное объединение 
“Белорусская ассоциация журналистов” 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

СМИ в Беларуси 
 

2015 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 
2016 



СМИ в Беларуси 2015 
 

 2 

 
СОДЕРЖАНИЕ 

 
 
 

СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ СМИ В 2015 г. (обзор) …………...... 3 

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ И ТЕНДЕНЦИИ 
В СФЕРЕ СМИ В 2015 г. ………………………………………………. 

 
4 

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ………………………. 8 

НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ, 
КОНФЛИКТЫ В СФЕРЕ СМИ ………………...……………...…….... 

 
12 

Судебные дела (кроме административного преследования) .. 12 
Задержания журналистов, судебное административное 
преследование ……………………………………………………………….…. 

 
13 

Изъятие техники, повреждения, конфискация .………………….. 22 
Угрозы в адрес журналистов …………………………………………….. 23 
Предупреждения, административное давление ………………… 23 
Нарушения, связанные с доступом к информации …………….. 25 
Другие формы давления и нарушения прав журналистов ….. 31 
Препятствия в печати и распространении продукции СМИ …. 33 
Экономическая политика государства в сфере СМИ ………….. 34 
Ограничения свободы деятельности в Интернете ……………… 35 

 



CМИ в Беларуси 2015 

 3 

СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ СМИ В 2015 г. (ОБЗОР) 
 
Основным фактором, влиявшим на ситуацию со СМИ в Беларуси в 2015 г., были 

выборы Президента Республики Беларусь. Они состоялись в октябре 2015 г. В 
преддверии выборов законодательство о СМИ и практика его применения были 
ужесточены. Возможно, на это повлияло и стремление властей усилить контроль над 
освещением СМИ ухудшающейся экономической ситуации в стране. 

С 1 января 2015 г. вступили в силу поправки в Закон Республики Беларусь «О 
средствах массовой информации», которые были в спешном порядке и без какого-либо 
обсуждения внесены в него в декабре 2014 г. Эти поправки, в частности, 
распространили ответственность, предусмотренную законом, на Интернет-СМИ, а 
Министерство информации получило право ограничивать доступ к онлайн-ресурсам (в 
том числе зарубежным) во внесудебном порядке. В течение года министерство 
воспользовалось этим правом 40 раз – в основном, в целях борьбы с распространением 
наркотиков и нарушениями в сфере торговли.  

Одной из главных проблем года стало преследование белорусских журналистов, 
сотрудничающих с иностранными СМИ без аккредитации. 28 журналистов были 
оштрафованы на этом основании. После предвыборного обещания Александра 
Лукашенко разобраться с ситуацией, казалось, проблема была разрешена, однако в 
конце 2015 г. были начаты три новых административных процесса против 
журналистов, материалы которых появились на зарубежном телевидении. 

Под давлением находились и печатные медиа. В начале года Министерство 
информации по надуманному поводу вынесло предупреждения 27 печатным СМИ. 
Поскольку два предупреждения в течение года могут стать основанием для 
прекращения выпуска СМИ, есть все основания считать, что предупреждения были 
направлены на усиление самоцензуры в СМИ.  

В июле 2015 г. был установлен новый административный барьер для 
распространения продукции средств массовой информации: обязанность регистрации 
ее распространителей в Министерстве информации. Это ухудшило возможности 
независимых печатных СМИ реализовывать свою продукцию через торговые точки, 
поскольку значительная часть последних не захотела проходить дополнительную 
административную процедуру. Особенно негативно требование регистрации 
распространителей СМИ сказалось на тех печатных изданиях, которые лишены 
возможности реализовывать свою продукцию через государственные системы 
дистрибуции СМИ по подписке и в розницу. 

Среди положительных моментов года следует отметить уменьшение количества 
кратковременных задержаний журналистов милицией и отсутствие репрессий против 
журналистов и СМИ после выборов. Последнее, возможно, объясняется стремлением 
официального Минска добиться положительной оценки выборов со стороны 
международного сообщества, отсутствием серьезной политической напряженности в 
стране во время выборов, а также тем «охлаждающим» эффектом для СМИ, который 
был достигнут в результате превентивного ужесточения медийного законодательства и 
практики его применения. 



СМИ в Беларуси 2015 
 

 4 

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ И ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ СМИ 
В 2015 г. 

 
Усиление судебного преследования журналистов за 
сотрудничество с иностранными СМИ  

 
В 2015 г. усилилось давление на журналистов, сотрудничающих с иностранными 

СМИ без аккредитации. На основании составленных милицией протоколов суды 
привлекали их к ответственности по произвольно трактуемой части 2 ст. 22.9 Кодекса 
об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за 
незаконное изготовление и/или распространение продукции СМИ (такая практика 
началась с мая 2014 г.). Если в 2014 г. к ответственности по ст. 22.9 КоАП были 
привлечены 10 журналистов, то в 2015 г. – 28. Общая сумма штрафов составила более 
146 млн. белорусских рублей, что составляет около 8 тыс.евро (по курсу на момент 
вынесения штрафов). Во всех случаях основанием для применения к журналистам 
санкции ч. 2 ст. 22.9 КоАП «Нарушение законодательства о СМИ» стало не содержание 
их материалов, а сам факт их появления в иностранных СМИ. 

Ситуация изменилась после того, как 4 августа президент Александр Лукашенко 
во время интервью с ним журналистов независимых СМИ пообещал разобраться с этой 
проблемой. С конца августа и до 24 декабря 2015 г. новых дел по обвинению 
журналистов по ч.2 ст. 22.9 не возбуждалось. Однако в конце года преследование 
журналистов за сотрудничество с иностранными СМИ без аккредитации 
возобновилось. 24 и 28 декабря районные отделы милиции Гомельской области 
составили 3 протокола в отношении гомельских журналистов Л. Щиряковой и К. 
Жуковского в связи с появлением их материалов на телеканале «Белсат» (Польша). 
Позже журналисты были привлечены к административной ответственности.  

 

Задержания журналистов 

 
В начале 2015 г. участились случаи задержания граждан, снимавших 

административные здания (в том числе здания Академии наук, ЗАГСа). Как минимум 
трое журналистов столкнулись с препятствиями своей профессиональной 
деятельности. Свои действия сотрудники милиции объяснили полученным 
«внутренним» указанием заместителя министра внутренних дел Николая Мельченко. 
По их словам, указание от 25 февраля «ориентирует» сотрудников милиции узнавать 
цели проведения фото-видеосъемки административных зданий и самих милиционеров, 
задерживать лиц, проводящих их, на срок до 3 часов, проверять отснятый материал. На 
обращение ОО «Белорусская ассоциация журналистов» с просьбой предоставить это 
указание МВД ответило отказом, сославшись на то, что этот документ – внутренний, и 
речь «не идет о запрете видео- или фотосъемки административных зданий, а 
регулирует исключительно действия сотрудников органов внутренних дел". 

В целом количество кратковременных задержаний журналистов в 2015 г. по 
сравнению с другими годами уменьшилось. За год журналисты задерживались 19 раз, в 
то время, как в 2014 – 29. Во всех случаях журналисты были освобождены в течение 3 
часов с момента задержания без составления протоколов.  



CМИ в Беларуси 2015 

 5 

Пик задержаний журналистов в Беларуси пришелся на послевыборный 2011 год, 
когда были БАЖ зафиксировал 167 таких случаев. В дальнейшем количество 
задержаний журналистов снижалось, однако появилась новая форма давления на них – 
привлечение к административной ответственности за сотрудничество с иностранными 
СМИ. С учетом этого общее количество вмешательства милиции в журналистскую 
деятельность по сравнению с 2014 г. даже несколько увеличилось: 47 инцидентов в 
2015 году (19 задержаний и 28 административных дел за сотрудничество с 
иностранными СМИ) против 39-ти в 2014 году (29 задержаний и 10 административных 
дел).  

 

Предупреждения печатным СМИ 

 
В начале 2015 г. Мининформ вынес 27 предупреждений 26 средствам массовой 

информации. В большинстве случаев поводом для их вынесения послужило 
неправильное, по мнению Мининформа, указание в выходных данных названия 
регистрирующего органа («Министерство информации РБ» вместо «Министерство 
информации Республики Беларусь»). Незначительность повода для вынесения 
предупреждений (при том, что после двух предупреждений в течение года Миниформ 
вправе обратиться в суд с иском о прекращении выпуска СМИ) показывает, чтоих 
целью могло быть увеличение самоцензуры в СМИ в преддверии избирательной 
кампании.  

Всего в течение 2015 г. Министерство информации вынесло 36 предупреждений 
34 средствам массовой информации. 

 

Проблемы с распространением независимых газет 

 
С 1 июля 2015 г. вступили в силу поправки в Закон «О средствах массовой 

информации», которые ввели обязательную регистрацию распространителей 
продукции СМИ Некоторые независимые СМИ, продававшие значительную часть 
своих тиражей через торговые предприятия и предпринимателей, столкнулись с 
уменьшением количества точек продаж своей продукции (далеко не все 
распространители газет согласились обратиться в Миниформ за дополнительной 
регистрацией). 

Особенно это сказалось на изданиях, которые лишены возможности 
реализовывать свою продукцию через государственные системы «Белпочта» и 
«Союзпечать», доминирующие на рынке распространения СМИ по подписке и в 
розницу. Весной 2015 г. редакции «Газеты Слонимской», «Intex-press» и «Intex-press 
плюс», «СНплюс. Свободные новости плюс» получили очередные отказы на свои 
обращения о включении их в подписные каталоги «Белпочта» или продаже через 
киоски предприятий «Союзпечати». В сентябре подобные отказы получили редакции 
газет «Новы час» и «Борисовские новости»  

Государственное предприятие «Белпочта» (монополист в сфере распространения 
СМИ по подписке) отказывается включать независимые СМИ в подписной каталог, 
ссылаясь на то, что это его право, а не обязанность. С аналогичной мотивацией 
отказывают изданиям в распространении предприятия «Союзпечати». 

Проблемы с распространением независимых печатных СМИ возникли 10 лет 
назад, накануне президентской избирательной кампании 2006 г. Тогда РУП 



СМИ в Беларуси 2015 
 

 6 

“Белпочта” отказалась включать в подписные каталоги, а предприятия 
“Союзпечати” – продавать через газетные киоски около 20 независимых 
общественно-политических газет. Вследствие экономической дискриминации многие 
из них перестали выходить. Только на волне потепления отношений с ЕС в 2008 г. 
“Белпочта” и предприятия “Союзпечати” возобновили сотрудничество с ведущими 
независимыми газетами “Народная Воля” и “Наша Ніва”. Сейчас проблемы с 
распространением через предприятия «Белпочты» и/или «Союзпечати» имеют 9 
негосударственных изданий общественно-политической тематики (почти половина из 
зарегистрированных в Беларуси независимых СМИ).  

В то же время подписка на государственную прессу проводилась с 
использованием административного ресурса. Так, в конце 2015 г. администрация 
Ленинского района г. Минска «с целью обеспечения достоверного информирования 
граждан о социально-экономическом развитии Республики Беларусь и в связи с 
началом подписной кампании на 1-е полугодие 2016 года» обратилась к руководителям 
организаций района с просьбой организовать подписку «на основные республиканские и 
городские печатные издания» по списку и отчитаться по ее результатам. 

Аналогичные факты были зафиксированы в Могилеве и Кричеве. 
 

Бюджетное финансирование государственных СМИ 

 
Помимо преференций, государственные СМИ получают и прямое бюджетное 

финансирование. 
В законе «О республиканском бюджете на 2016 г.» от 30 декабря 2015 г. на 

финансирование государственных СМИ предусмотрено выделение около 45 млн евро 
(900 120 843,0 тыс. руб).  

В том числе на телевидение и радиовещание – около 36,6 млн евро (734 815 075,0 
тыс. руб), на периодическую печать и издательства – около 3,5 млн евро (69 154 793,0 
тыс. руб), на “другие вопросы в области СМИ” – 4,7 млн. евро (96 150 975,0 тыс. руб). 

При этом финансирование выделяется на внеконкурсной основе. 26 
государственных газет и журналов, которые получат помощь из республиканского 
бюджета в 2016 году, определены постановлением правительства № 966 от 19 ноября 
2015 года. 

 

Ограничения свободы деятельности в Интернете 

 
1 января 2015 г. вступили в силу поправки в закон «О средствах массовой 

информации», предоставившие министерству информации право во внесудебном 
порядке ограничивать доступ к любым Интернет-ресурсам (в том числе даже за одно 
нарушение законодательства о СМИ). При этом перечень информации, запрещенной к 
распространению в СМИ, и без того неопределенно сформулированный и 
допускающий возможности широкой трактовки, был дополнен пунктом «информация, 
распространение которой способно нанести вред национальным интересам 
Республики Беларусь». Со ссылкой на эту норму 18 июня Мининформ принял решение 
об ограничении доступа к сайту kyky.org (предупреждения редакции сайта не 
выносились). Как отмечалось в сообщении ведомства, в ряде публикаций сетевого 
издания "содержатся уничижительные высказывания в отношении государственного 

http://kyky.org/


CМИ в Беларуси 2015 

 7 

праздника Республики Беларусь – Дня Победы, граждан страны, в нем участвующих, 
оспаривается значимость данного события в истории государства, тем самым 
искажается историческая правда о Великой Отечественной войне". Доступ к сайту 
был открыт через 6 дней, после того, как вызвавший претензии материал был снят с 
сайта. Блокирование сайта kyky.org было расценено специалистами как 
предупреждение Интернет-сообществу. 

Всего в 2015 году Министерство информации ограничивало доступ к 40 
информационным Интернет-ресурсам. «Из них 18 информационных ресурсов 
заблокировано за распространение информации, направленной на реализацию 
наркотических средств, 2 - за табуированную лексику, 5 - за ненадлежащую рекламу 
лекарственных средств, 1 - за пропаганду детской порнографии, 1 - за распространение 
информации, которая может нанести вред национальным интересам, 2 - за рекламу 
алкогольных напитков, 11 - за распространение экстремистских материалов ", - 
говорится в ответе Министерства информации на запрос БАЖ. Доступ к четырем 
ресурсам впоследствии был восстановлен. 

Ни в одном случае ограничения доступа к сайтам министерство информации не 
выносило предупреждения в адрес владельца информационного ресурса, а сразу 
принимало решение об ограничении доступа.  

Положение о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их 
составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет было 
утверждено 19 февраля 2015 г. Министерством связи и информатизации и 
Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь. Этот 
документ предусмотривает возможность блокирования не только Интернет-
ресурсов, определенных Министерством информации, но и средств обеспечения 
анонимности (прокси-серверы, анонимные сети типа Tor и т.д.), позволяющих 
пользователям интернет-услуг получать доступ к Интернет-ресурсам, доступ к 
которым ограничивается. (Система автоматического поиска анонимайзеров была 
запущена в работу в конце 2015 г.  

 Судебное обжалование решения Мининформа о блокировке сайта Положением 
не предусмотрено. В отличие от ранее существовавшего порядка, при котором 
доступ к сайтам из «черного списка» ограничивался в обязательном порядке только 
для государственных органов, учреждений образования и культуры, сейчас они 
блокируются для всех пользователей Беларуси. Ранее действовавший «черный список» 
(в который были включены такие популярные интернет-ресурсы, как 
www.charter97.org, www.belaruspartisan.org, http://spring96.org/) отменен.  

Помимо случаев ограничения доступа к Интернет-ресурсам в соответствии с 
процедурой, предусмотренной законодательством, в 2015 г. были и случаи блокировки 
сайтов вне этой процедуры. Так, 3-го октября сервер информационной компании 
«БелаПАН», на котором размещены сайты самой информационной компании и 
принадлежащей ей интернет-газеты Naviny.by, попали под массированную DDоS-атаку, 
которая продолжалась несколько дней.  

19 декабря был ограничен доступ к сайтам belapan.com, belapan.by, naviny.by, 
belaruspartisan.org, udf.by, 21.by, gazetaby.com, zautra.by, charter97.org. Республиканское 
унитарное предприятие "Белтелеком" (национальный оператор связи) заявило пра 
DDoS-атаку на оборудование центра обработки данных. Но после ликвидации ее 
последствий проблемы с доступом не разрешились.  

В обоих случаях ни одна из государственных структур не взяла на себя 
ответственности за блокировку сайтов.  

http://kyky.org/
http://www.charter97.org/
http://www.belaruspartisan.org/
http://spring96.org/
http://naviny.by/


СМИ в Беларуси 2015 
 

 8 

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 
 
Невзирая на то, что в Беларуси Конституцией закреплены гарантии свободы 

выражения мнения и получения, хранения и распространения информации, а также 
запрещена цензура, – законодательными актами (в первую очередь, Законом “О 
средствах массовой информации”), иными актами законодательства и практикой их 
применения свобода СМИ в республике повсевместно ущемляется. Государство, 
установив жесткий контроль над традиционными медиа, в последнее время пытается 
распространить его на Интернет, а также книгоиздание, распространение книг и 
продукции СМИ. 

1 января 2015 г. вступили в силу поправки в закон «О средствах массовой 
информации», еще более ужесточившие государственное регулирование медийной 
сферы. Поправки предусматривают: 

− регистрацию распространителей продукции СМИ с наделением 
Министерства информации полномочиями запрещать их деятельность; 

− распространение на владельцев интернет-ресурсов (в том числе 
зарубежных) обязанностей и ответственности, предусмотренных Законом о 
СМИ, без предоставления им прав редакций СМИ; 

− включение в и без того нечетко сформулированный перечень информации, 
запрещенной к распространению в СМИ, информации, распространение 
которой способно нанести вред национальным интересам Республики 
Беларусь;  

− предоставление Министерству информации права ограничивать доступ к 
Интернет-ресурсам. 

1 января 2015 г. вступил в силу президентский Декрет № 6 «О неотложных 
мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» от 28 декабря 2014 
г. Он затрагивает, среди прочего, деятельность «информационных ресурсов, 
размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет». Декрет содержит нормы, 
которые несут в себе угрозы как свободному распространению информации, так и 
свободному доступу к ней, а именно: 

− обязанность владельцев Интернет-ресурсов отслеживать контент;  
− ограничение доступа к информационным ресурсам по инициативе 

Министерства внутренних дел; 
− административную ответственность владельцев Интернет-ресурсов за 

неисполнение требований Министерства информации о необходимости 
удаления сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный 
оборот наркотиков; 

− контроль за посетителями Интернет-ресурсов – «формирование и хранение 
актуальных сведений о посещаемых пользователями Интернет-услуг 
информационных ресурсах».  

18 февраля во исполнение Декрета президента № 6 постановлением Министерства 
связи и информатизации № 6 была утверждена Инструкция о порядке формирования 
и хранения сведений о посещаемых пользователями Интернет-услуг 
информационных ресурсах. В соответствии с ней поставщики Интернет-услуг обязаны 
формировать и хранить в течение года актуальные сведения о посещаемых 
физическими и юридическими лицами Интернет-ресурсах, в частности: 



CМИ в Беларуси 2015 

 9 

− данные о посетителях; 
− сведения обо всех активированных услугах электросвязи; 
− дату, время начала и окончания соединений, внутренний и внешний IP-

адреса и порты оконечного абонентского устройства (терминала), 
доменное имя или IP-адрес и порт посещаемого пользователем Интернет-
услуг Интернет-ресурса, объем переданных и принятых данных. 

19 февраля Министерство связи и информатизации и Оперативно-
аналитический центр при Президенте Республики Беларусь утвердили Положение о 
порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным 
частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет. Этот 
документ принят во исполнение президентского Декрета № 6 и поправок в Закон о 
СМИ – и во многом повторяет их положения. Среди нововведений – возможность 
блокирования Интернет-ресурсов, средств обеспечения анонимности (прокси-серверы, 
анонимные сети типа Tor и т.д.), позволяющих пользователям Интернет-услуг получать 
доступ к Интернет-ресурсам, доступ к которым ограничивается. В соответствии с 
данным Положением допускается ограничение доступа к сайтам: 

− владельцам которых в течение года были вынесены два и более 
письменных предупреждения Министерства информации; 

− содержащим информационные сообщения и (или) материалы, 
направленные на незаконный оборот наркотиков, иную информацию, 
запрещенную или ограниченную к распространению в соответствии с 
законодательными актами Республики Беларусь, а также вступившими в 
законную силу решениями суда; 

− владельцы которых не выполнили законное требование государственного 
органа об устранении нарушений законодательства о средствах массовой 
информации. 

Список сайтов, доступ к которым ограничивается, формируется на основании 
решений Министерства информации. В случае выявления уполномоченными 
государственными органами и организациями в соответствии с их компетенцией 
фактов размещения в сети Интернет информационных сообщений и (или) материалов, 
содержащих информацию, распространение которой запрещено, эти государственные 
органы и организации вправе направить в Министерство информации письменные 
уведомления о необходимости ограничения доступа к такой информации. Другие 
организации и физические лица могут обращаться в соответствии с законодательством 
об обращениях граждан и юридических лиц в уполномоченные государственные 
органы и организации с предложениями об ограничении доступа. 

В отличие от ранее существовавшего порядка, при котором доступ к сайтам из 
«черного списка» ограничивался в обязательном порядке только для государственных 
органов, учреждений образования и культуры, сейчас такие сайты блокируются для 
всех пользователей Беларуси. Судебное обжалование решения Мининформа о 
блокировании сайта Положением не предусмотрено.  

17 апреля Министерство информации приняло постановление № 3 «О 
некоторых вопросах государственного регулирования деятельности 
распространителей продукции печатных, телевизионных и радиовещательных 
средств массовой информации». Постановление регулирует порядок регистрации 
распространителей СМИ, предусмотренной поправками в закон «О средствах массовой 
информации», внесенными в конце 2014 г. Все распространители продукции СМИ 
(кроме редакций СМИ) обязаны до 1 июля 2015 г. направить в Министерство 
информации сведения, необходимые для включения их в соответствующий 
Государственный реестр. Дальнейшая деятельность без включения в Реестр будет 

http://www.belgie.by/ru/lists_access
http://www.belgie.by/ru/lists_access


СМИ в Беларуси 2015 
 

 10 

считаться незаконной. Министерство информации получило право применять к 
распространителям СМИ санкции вплоть до запрета их деятельности. При этом 
распространители, под угрозой этих санкций, фактически вынуждены отслеживать 
контент медиа, что может создать почву для скрытой цензуры.  

13 мая было принято Постановление Совета Министров Республики 
Беларусь № 407 «Об утверждении перечня телепрограмм, входящих в 
обязательный общедоступный пакет телепрограмм, и определении 
последовательности (очередности) их распространения». Согласно этому 
постановлению, с 1 июля 2015 г. в обязательный общедоступный пакет телепрограмм, 
которые распространяются операторами и поставщиками услуг электросвязи и должны 
предшествовать иным телепрограммам, входят:  

1. Телепрограмма «Беларусь 1». 
2. Телепрограмма «Общенациональное телевидение». 
3. Телепрограмма «Столичное телевидение». 
4. Телепрограмма «Мир». 
5. Телепрограмма «Россия-Беларусь». 
6. Телепрограмма «НТВ-Беларусь». 
7. Телепрограмма «Беларусь 2». 
8. Телепрограмма «Беларусь 3». 
9. Телепрограмма «Беларусь 5». 
16 июня Постановлением Национального статистического комитета Республики 

Беларусь № 52 была утверждена Инструкция о порядке представления и 
распространения официальной статистической информации, формируемой 
органами государственной статистики. 

Средствам массовой информации органы государственной статистики 
представляют официальную статистическую информацию на бесплатной основе в виде 
пресс-релизов, сообщений, комментариев и иных информационных материалов. 

Распространение официальной статистической информации, формирование 
которой не предусмотрено программой статистических работ и (или) требует 
дополнительных трудовых и материальных затрат, осуществляется Информационно-
вычислительным центром Национального статистического комитета на платной основе 
в соответствии с заключенными договорами или по разовым запросам. Запросы 
направляются в письменной форме и должны содержать перечень статистических 
изданий или перечень необходимой статистической информации, отчетные периоды, 
желаемые носители представления информации, цель дальнейшего использования 
официальной статистической информации. Основанием для отказа в представлении 
или распространении официальной статистической информации могут быть 
ограничения на распространение запрашиваемой информации, установленные 
законодательством, или отсутствие запрашиваемой официальной статистической 
информации, о чем сообщается пользователю с указанием причин отказа. 

17 июня Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №505 
утверждено Положение о порядке распространения телепрограмм, входящих в 
обязательный общедоступный пакет телепрограмм. Эфирная трансляция 
общедоступного пакета на территории Республики Беларусь осуществляется 
республиканским унитарным предприятием «Белорусский радиотелевизионный 
передающий центр» в цифровом формате при наличии технической возможности в 
открытом доступе. 

Распространение общедоступного пакета осуществляется на условиях договора об 
оказании услуг электросвязи и (или) договора аренды технических средств, 

https://normativka.by/nor/library/#!/data/document/text/id/500205124
https://normativka.by/nor/library/#!/data/document/text/id/500205124/#&point=2


CМИ в Беларуси 2015 

 11 

заключенных между юридическим лицом, на которое возложены функции редакции 
средства массовой информации и оператором электросвязи или поставщиком услуг 
электросвязи по примерным формам, устанавливаемым Министерством информации 
совместно с Министерством связи и информатизации. 

Предусмотрена обязанность оператора электросвязи, поставщика услуг 
электросвязи, обеспечить оказание услуг по предоставлению абонентам 
общедоступного пакета надлежащего качества в полном объеме, без изменения формы 
и содержания телепрограмм. 

19 ноября было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь 
№ 966 «Об утверждении перечня печатных средств массовой информации, 
редакциям которых в 2016 году оказывается поддержка из республиканского 
бюджета». В упомянутый перечень были включены 26 государственных газет и 
журналов. 

30 декабря был принят Закон «О республиканском бюджете на 2016 год», 
которым предусмотрено выделение около 900 120 843,0 тыс. рублей (около 45 млн 
евро) на финансирование государственных СМИ. В том числе, на телевидение и 
радиовещание – 734 815 075,0 тыс. рублей (около 36,6 млн евро), на периодическую 
печать и издательства – 69 154 793,0 тыс. рублей (около 3,5 млн евро), на “другие 
вопросы в области СМИ” – 96 150 975,0 тыс. рублей (около 4,7 млн. евро). 
Финансирование было выделено на внеконкурсной основе. 

 



СМИ в Беларуси 2015 
 

 12 

 
НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ, 
КОНФЛИКТЫ В СФЕРЕ СМИ 
 

1. Судебные дела (кроме административного преследования) 
 
21 января Могилевский облсуд отклонил кассационную жалобу представителей 

независимой кричевской газеты "Вольный город" на решение суда Кричевского района, 
оштрафовавшего их на 7 млн. рублей в пользу главного идеолога района. 8 декабря 
2014 г. Кричевский райсуд постановил, что статья "Не в своем кресле?", 
опубликованная в «Вольном городе», нанесла ущерб чести, достоинству и деловой 
репутации начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи 
райисполкома Марины Максимовой. 

23 января Верховный суд Беларуси отклонил заявление газеты "Народная воля" о 
признании недействительным предупреждения Министерства информации. 
Предупреждение было вынесено 18 ноября 2014 года за статью "На цепь!", 
опубликованной в качестве авторской колонки Светланы Калинкиной в номере от 3 
октября. В статье публицистка размышляла о возможных последствиях ратификации 
договора о создании Евразийского экономического союза. Чиновники Министерства 
информации увидели в авторском мнению нарушение конституционных прав граждан 
и возможное нанесение ущерба интересам Республики Беларусь. Судья Елена 
Кострома оставила предупреждение газете в силе. 

17 февраля судебная коллегия по гражданским делам Могилевского облсуда 
отклонила кассационную жалобу информагентства "БелаПАН", редакции газеты 
"УзГорак" и журналиста БелаПАН Владимира Лапцевича. Журналисты пытались 
обжаловать решение суда Горецкого района по иску председателя Горецкой районной 
организации Белорусского общества инвалидов Тамары Колтуновой, которая 
посчитала, что опубликованные БелаПАН и "УзГоркам" высказывания ее оппонентов в 
суде порочат ее честь, достоинство и деловую репутацию. 18 декабря 2014 г. Горецкий 
райсуд постановил взыскать в пользу Колтуновой с ЧПТУП "УзГорак", ЗАО 
"БелаПАН" и журналиста Владимира Лапцевича в солидарном порядке 6 млн рублей в 
качестве компенсации морального вреда. 

16 апреля суд Слонимского района отказался удовлетворить иск водителя 
рейсового автобуса г. Слонима к журналистке «Газеты Слонимской» и редакции 
газеты, которая выступала соответчиком. Основанием для обращения в суд была 
публикация «Равнодушие пугает» от 4 февраля 2015 года за подписью Татьяны 
Плахетко. В статье журналистка описывала ситуацию с участием своей 7-летней 
дочери: девочка ехала в автобусе без родителей и не смогла выйти на нужной 
остановке возле школы, так как водитель на ней не остановился. Истец доказывал, что в 
статье были распространены сведения, «которые не в полной мере соответствуют 
действительности» и унижают его честь, достоинство и деловую репутацию. Также он 
добивался, чтобы журналистка принесла ему извинения, выплатила компенсацию в 
размере 5 млн рублей и покрыла судебные расходы (государственная пошлина в 
размере 540 тыс. рублей). 

25 апреля суд Борисовского района удовлетворил иск участковой медсестры Е. 
Пантелей к газете «Борисовские новости» и автору письма в редакцию Л. Козловской о 
защите деловой репутации и взыскании компенсации морального вреда за статью «Кто 
виноват в смерти пациента 2-ой поликлиники?», опубликованную 24 декабря 2014 г. в 



CМИ в Беларуси 2015 

 13 

выпуске «БН» № 52. Судья Инна Войтко постановила взыскать 4 млн руб. солидарно: 3 
млн руб. – с «Борисовских новостей», 1 млн руб. – с Козловской. Кроме этого, 
ответчикам предстоит компенсировать судебные издержки истца: 7 млн. 935 тыс. руб. 
должна выплатить редакция газеты, 2 млн 645 тыс. – соответчик. Суд также обязал 
газету опубликовать в течение месяца резолютивную часть решения суда. 4 июня 
Минский областной суд отклонил кассационную жалобу редакции газеты 
«Борисовские новости» и автора письма в редакцию. 

28 апреля Верховный суд (судья Екатерина Короткевич) отклонил заявление 
ООО «Издательский дом «Интекс-пресс» к Министерству информации о признании 
недействительным письменного предупреждения газете «Intex-press» за сокращение 
«РБ» в выходных данных. Во время судебных слушаний представители «Intex-press» 
пытались доказать суду, что сокращение «РБ» вместо слов "Республика Беларусь" 
широко применяется органами государственной власти и присутствует даже в 
президентских указах. 

19 мая стало известно, что Верховный суд Беларуси добивается, чтобы Польша 
запретила телеканалу "Белсат" использовать свой логотип. Окружной суд в Варшаве 
получил решение белорусского Верховного суда касательно запрета употребления 
товарного знака "Белсат". Опираясь на положения Гражданского процессуального 
кодекса, хозяйственный отдел районного суда в Варшаве может запретить "Белсату" 
использовать свой товарный знак на территории Беларуси. Перед принятием своего 
решения суд в Варшаве попросил телевидение TVP, частью которого является "Белсат", 
представить свою позицию. Белорусские судьи хотят, чтобы польский суд признал их 
решение, согласно которому "Белсат" нарушает права минского предпринимателя. 
Руководство телеканала считает решение белорусского суда политически 
мотивированным. Напомним, в сентябре 2014 г. Верховный суд Беларуси удовлетворил 
иск предпринимателя Андрея Белякова и запретил телеканалу использовать торговый 
знак "Белсат ТВ" при трансляции на территорию Беларуси и на интернет-странице. 

 

2. Задержания журналистов, судебное административное 
преследование 
 
В течение года журналисты 19 раз задерживались и 37 раз привлекались к 

административной ответственности (из них в 4 случаях административное 
преследование было прекращено).  

Кроме того, административный процесс начинался в отношении средства 
массовой информации – «Газеты Слонімскай», – по статье 23.33 КоАП за 
распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство 
Президента Республики Беларусь; он был прекращен.  

Наиболее часто журналисты подвергались наложению административного 
взыскания за сотрудничество с иностранными СМИ без аккредитации МИД, которое 
трактовалось как «незаконное изготовление и (или) распространение продукции 
средств массовой информации» (ст. 22.9 КоАП РБ) – 28 раз (два дела такого рода 
были прекращены). Некоторые журналисты были оштрафованы по этой статье 
многократно: в частности, Константин Жуковский – 6 раз, Алина Литвинчук и 
Наталья Кривошей – по 4 раза. Общая сумма штрафов составила более 146 миллионов 
белорусских рублей (около 8 тыс. евро на момент вынесения штрафов). 
https://baj.by/ru/analytics/shtrafy-zhurnalistam-po-st-229-koap-tablica-obnovlyaetsya 

Помимо этого, журналисты привлекались к ответственности за участие в 

https://baj.by/ru/analytics/shtrafy-zhurnalistam-po-st-229-koap-tablica-obnovlyaetsya


СМИ в Беларуси 2015 
 

 14 

несанкционированном массовом мероприятии (ст. 23.34 КоАП РБ) и за клевету (ст. 
9.2 КоАП РБ) и оскорбление (ст. 9.3 КоАП РБ). 

8 января Гродненский областной суд отклонил жалобу члена ОО «БАЖ» из 
Гродно Андрея Мелешко. Журналист обжаловал постановление судьи Ленинского 
райсуда Гродно Юрия Казакевича, который 2 декабря 2014 г. оштрафовал его за 
журналистскую деятельность без аккредитации в интересах иностранного СМИ – 
«Белорусского Радио Рация» в соответствии со ст. 22.9 ч. 2 КоАП. 

12 января суд Ленинского района Бреста (судья Святослав Калина) оштрафовал 
журналистку Алину Литвинчук на 30 базовых величин за работу без аккредитации в 
интересах иностранного СМИ. Ее обвинили в незаконном изготовлении и 
распространении продукции СМИ согласно ст. 22.9 ч. 2 КоАП. В частности, в 
материалах дела фигурировала «передача информации» о деятельности Брестского 
областного отделения организации «Христианское содружество взрослых и молодых» 
(YMCA), которой была посвящена публикация на сайте «Белорусского Радио Рация». 

14 января независимый журналист, член ОО «БАЖ» Александр Левчук получил 
из Брестской прокуратуры ответ на свою жалобу касательно нарушений, имевших 
место во время составления на него административного протокола по ч. 2 ст. 22.9 
КоАП. На основании этого протокола Левчук был наказан штрафом в размере 40 
базовых величин за работу без аккредитации в пользу телеканала «Белсат». Из ответа 
за подписью заместителя прокурора Бреста Ивана Чайчица следует, что прокуратура 
отказалась рассматривать жалобу журналиста на действия сотрудника милиции. 

19 января суд Октябрьского района Минска оштрафовал блогера Елену Стогову 
(Мельникову) на 3 млн 600 тыс. рублей. Ее признали виновной в оскорблении 
прапорщика милиции – тот подал в суд за пост в ЖЖ, в котором содержались слова 
«менты» и «ментовская страна», «ненавижу вас всей душой». Главная претензия 
милиционера заключалась в том, что в сообщении была размещена его фотография, 
поэтому он посчитал, что все было высказано в его адрес. Блогер признала авторство 
корреспонденции, но не признала вины. По ее словам, она выражала отношение к 
ситуации, а не к конкретному милиционеру. В декабре 2014 г. охранники 
метрополитена не пустили Стогову на платформу метро. Они посчитали, что девушка 
была в нетрезвом состоянии. Стогову этот факт возмутил и она написала пост, где и 
использовала упомянутые слова. 

22 января Брестский областной суд отклонил кассационные жалобы брестского 
журналиста Алеся Левчука и независимой журналистки из г. Березы Тамары 
Щепеткиной. Обоих суды первой инстанции в декабре 2014 признали виновными в 
«незаконном изготовлении и распространении продукции СМИ», а по сути – в 
сотрудничестве с иностранными СМИ без аккредитации. 

23 января съемочная группа СТВ со скрытой камерой проводила эксперимент, 
как жители приграничья помогают пограничникам в охране государственной границы 
и задержании потенциальных нарушителей. Корреспондент телеканала с большой 
сумкой спрашивала у сельчан, как добраться до границы с Литвой, когда на месте 
появились сотрудники Гродненской пограничной группы. После этого съемочная 
группа была доставлена на пост, где около двух часов длились разбор и 
профилактическая беседа с журналистами. 

23 января Светлогорский районный суд (судья Ирина Алисейко) оштрафовал 
гомельских тележурналистов Ларису Щирякову и Константина Жуковского на 900 
тысяч рублей каждого за якобы участие в несанкционированном массовом 
мероприятии (ч. 1 ст. 23.34 КоАП). Поводом для возбуждения административных дел 
против Щиряковой и Жуковского стало их присутствие на площади перед 



CМИ в Беларуси 2015 

 15 

Светлогорском райисполкомом 25 ноября, когда житель города Юрий Ляшенко 
протестовал против нарушения прав инвалидов в ходе капитального ремонта дома, где 
он проживает. Журналисты освещали это событие. 

16 февраля независимая журналистка из Бреста Алина Литвинчук была 
оштрафована Ленинским районным судом Бреста (судья Александр Семенчук) на 40 
базовых величин за незаконное изготовление продукции СМИ. Согласно 
постановлению суда, 8 января 2015 года А. Литвинчук, не имея аккредитации, взяла 
интервью у председателя Брестского областного отделения Белорусского фонда мира 
Лидии Романюк для «Белорусского Радио Рация», чем нарушила Закон «О СМИ». 
Судебное постановление стало для журналистки полной неожиданностью, так как ни о 
составлении милицией административного протокола, ни о судебном разбирательстве 
ее никто не информировал. 

20 февраля в Минске люди в штатском задержали фотографа газеты «Наша 
Нива» Сергея Гудилина. Инцидент произошел, когда журналист освещал процесс 
расклеивания общественными активистами в центре города плакатов ко Дню родного 
языка. Журналиста вместе с задержанными активистами посадили в милицейскую 
машину и увезли в РУВД Советского района. Через три часа Гудилина отпустили без 
составления протокола. 

26 февраля вечером в центре Минска милиционеры задержали на четыре часа 
сотрудника газеты «Комсомольская правда в Беларуси» Дмитрия Ласько за то, что он 
собирался сфотографировать новую подсветку здания Академии наук. Задержанного 
доставили в Первомайское РУВД, где продержали до полуночи. По словам Д. Ласько, 
милиционеры внимательно рассматривали все снимки с фотоаппарата, интересовались 
профессиональной деятельностью и составили протокол опроса. Милиционеры 
ссылались на некое постановление министра внутренних дел Беларуси от 25 февраля 
2015 года, согласно которому якобы запрещено фотографировать административные 
здания. Позже «Комсомольская правда» выяснила, что речь шла о «внутреннем 
указании» заместителя министра внутренних дел, начальника милиции общественной 
безопасности Николая Мельченко. 

4 марта в суде Заводского района г. Минска, где слушалось уголовное дело 
Дениса Заметалина, милиционеры задержали фотожурналиста Владимира Гридина. По 
словам В. Гридина, он до начала процесса начал налаживать в зале суда фотоаппарат, 
за что получил замечание милиционеров и был задержан. Журналиста доставили в 
РУВД Заводского района, где проверили документы и снимки в фотоаппарате. Гридина 
освободили примерно через полтора часа. Через некоторое время журналисту начали 
звонить из участка, настаивая, чтобы он вернулся якобы для разговора с начальником 
РУВД. Журналист отказался. 

12 марта суд Центрального района Гомеля оштрафовал независимую 
журналистку Ларису Щирякову на 20 базовых величин (3 млн 600 тыс. рублей) за 
сотрудничество с иностранным СМИ без аккредитации. Судья Виктор Казачок решил, 
что журналистка нарушила ст. 22.9 ч. 2 КоАП. На суде Щирякова заявила пять 
ходатайств, ни одно из них судья Казачок не удовлетворил. Основанием для 
административного дела стал телесюжет с опросом гомельских предпринимателей на 
телеканале «Белсат». 

17 марта в Минске люди в штатском задержали корреспондента Радио «Свобода» 
Галину Абакунчик. Задержание произошло в торговом центре «Экспобел» в момент, 
когда Александр Лукашенко шел на встречу с предпринимателями. Внимание 
силовиков привлекло то, что журналистка беседовала с торговцами и записывала их 
ответы в блокнот. Основанием для задержания стало отсутствие у журналистки 
аккредитации на мероприятие. Г. Абакунчик посадили в милицейскую машину «для 



СМИ в Беларуси 2015 
 

 16 

выяснения личности» и проверили документы. Потом один из людей в штатском довел 
журналистку до маршрутного такси и проследил, чтобы она покинула место 
проведения мероприятия. 

26 марта в суде Московского района Бреста прошло рассмотрение 
административного дела в отношении журналиста Алеся Левчука. Его оштрафовали на 
21 базовую величину (3 млн 780 тыс. рублей) за «незаконное изготовление и 
распространение продукции СМИ» (ст. 22.9 КоАП). Основанием для 
административного преследования стал материал на сайте телеканала «Белсат» за 
подписью «АЛ». 18 марта капитан милиции Московского РОВД Бреста Роман 
Трофимук составил на журналиста протокол за нарушение законодательства о СМИ. Из 
разговора с ним следовало, что авторство Алеся Левчука якобы подтвердил милиции 
собеседник журналиста. 30 апреля Брестский областной суд (судья Андрей Василюк) 
отклонил кассационную жалобу Алеся Левчука. 

1 апреля суд Московского района Бреста оштрафовал журналистку Инну Хомич 
на 30 базовых величин за сотрудничество с «Белорусским Радио Рация» без 
аккредитации. Судья Раиса Лобачевская признала журналистку виновной в нарушении 
ст. 22.9 ч. 2 КоАП (незаконное изготовление и распространение продукции СМИ). 29 
апреля стало известно, что Брестский областной суд отклонил кассационную жалобу 
Инны Хомич. Независимая журналистка оспаривала постановление суда Московского 
района Бреста, согласно которому она была оштрафована на 30 базовых величин за 
сотрудничество с иностранным СМИ без аккредитации (ст. 22.9 КоАП). 

2 апреля судья Железнодорожного районного суда г. Гомеля Николай Бакунов 
постановил оштрафовать на 30 базовых величин (5,4 миллиона рублей) фрилансера 
Константина Жуковского за «незаконное изготовление и распространение продукции 
СМИ» (ч. 2 ст. 22.9 КоАП), а фактически за сотрудничество с иностранным СМИ без 
аккредитации. Основанием для дела стала заметка под названием «За убитого ребенка 
наказали педагогов и медиков», размещенная 6 февраля на сайте телеканала «Белсат» 
за подписью Александра Ященко. Как следует из административного дела, сюжет на 
телеканале «Белсат» отследило региональное УВД, которое ведет мониторинг 
публикаций. Железнодорожному РОВД г. Гомеля было поручено провести 
разбирательство. Капитан милиции Виктор Степаненко ездил в СШ №12, опрашивал 
сотрудников учебного заведения, которые фигурировали в видеосюжете, показывал 
фотографию Жуковского и спрашивал, он ли проводил съемки. 

9 апреля стало известно, что суд Речицкого района признал гомельскую фриланс-
журналистку Ларису Щирякову виновной в «незаконном изготовлении и 
распространении продукции средств массовой информации» по ч. 2 ст. 22.9 КоАП. 
Судья Светлана Пырх постановила оштрафовать ее на 25 базовых величин (4,5 
миллиона рублей). Дело рассматривали еще в конце марта и без участия журналистки. 
Согласно постановлению суда, 6 февраля в Речице Щирякова, «не являясь 
журналистом СМИ, не имея на то права, провела интервьюирование граждан, 
подготовила видеосюжет под названием «Администрация рынка в Речице грабит 
торговцев», который в тот же день разместила на сайте телеканала «Белсат»». Такое же 
«нарушение», согласно судебному постановлению, Щирякова совершила и 12 февраля, 
подготовив видеосюжет «Нечеловеческие условия на Речицком рынке». 

22 апреля суд Ленинского района Гродно признал гродненских журналистов 
Александра Денисова и Александра Киркевича виновными в нарушении ст. 22.9 КоАП 
за то, что они сделали для телеканала «Белсат» без аккредитации МИД Беларуси 
видеосюжет о выставке слуцких поясов в Гродненском музее истории религии. Судья 
Елена Петрова постановила взыскать с них по 20 базовых величин. 26 мая 
Гродненский областной суд постановил оставить кассационную жалобу на это 



CМИ в Беларуси 2015 

 17 

постановление суда без удовлетворения. 
24 апреля суд Центрального района Гомеля оштрафовал за «незаконное 

интервьюирование» журналистов-фрилансеров Наталью Кривошей и Константина 
Жуковского (на 5,4 млн рублей каждого). Судья Марина Домненко, рассмотрев 
административные протоколы, составленные Наровлянским РОВД, признала 
журналистов виновными в нарушении ст. 22.9 КоАП. Поводом для этого стал 
видеосюжет «Пожилые люди вынуждены платить за свои дома в 4 раза больше, чем за 
колхозные», показанный 13 марта в эфире телеканала «Белсат». 

27 апреля судья Ленинского районного суда Бреста Святослав Калина 
постановил оштрафовать Тамару Щепеткину за работу без аккредитации на 
«Белорусское радио Рация», рассмотрев ее дело повторно. Сумма штрафа составила 40 
базовых величин (7,2 млн рублей). Согласно протоколу об административном 
правонарушении (ст. 22.9 КоАП), 8 января 2015 г. Щепеткина якобы сделала интервью 
с сотрудником ГАИ Сергеем Нелиповичем, появившееся на интернет-странице «Радио 
Рация». Первый раз суд рассмотрел дело Щепеткиной 6 марта, приняв аналогичное 
постановление. 4 апреля стало известно, что Брестский областной суд отправил дело 
Тамары Щепеткиной на новое рассмотрение. Судья Наталья Сурьма признала, что 
первый раз независимую журналистку судили с нарушениями законодательства. В 
частности, судебную повестку на процесс Щепеткина не получила, а вместо этого было 
прислано смс-сообщение о необходимости явиться в суд. Приехав в Брест, на 
рассмотрение дела она так и не попала, так как судья Александр Семенчук решил 
провести процесс без участия ее и адвоката. 29 мая брестский областной суд (судья 
Наталья Сурьма) отклонил кассационную жалобу журналистки на постановление от 27 
апреля. 

29 апреля в Минске сотрудники специального батальона милиции задержали 
независимых тележурналистов Сергея Кравчука и Наталью Волокидо, когда те снимали 
участников перфоманса возле Российского посольства – «возвращение России 
косметички» – чемоданы с эмблемой байкерского клуба «Ночные волки». 
Милиционеры переписали паспортные данные журналистов и заставили удалить 
видеозапись перфоманса. 

15 мая в суде Кричевского района состоялось рассмотрение административного 
дела издателя газеты «Вольны горад» Владимира Кудрявцева по обвинению в клевете 
(ст. 9.2. КоАП) на оперуполномоченного ГБЭП Кричевского РОВД Александра 
Демешко. В газетном материале говорилось о попытке Кудрявцева привлечь к 
ответственности начальника отдела идеологии, культуры и по делам молодежи 
Кричевского райисполкома Марину Максимову. Упоминался в тексте и 
оперуполномоченный А. Демешко, который проводил проверку по заявлению 
Владимира Кудрявцева. Судья Екатерина Шматкова направила дело в Кричевский 
РОВД на доработку. Судья удовлетворила ходатайства ответчика – опросить в качестве 
свидетеля редактора газеты "Вольны горад" Сергея Неровного, приобщить к 
материалам дела копию обращения В. Кудрявцева в прокуратуру по причине угроз со 
стороны А. Демешко (и копию ответа на это обращение из Кричевского РОВД), а также 
требование к РОВД предоставить суду аудиозапись беседы Владимира Кудрявцева с 
Александром Демешко. Истец А. Демешко в суд не явился. В повторном 
административном протоколе, составленном 25 мая, начальник отдела охраны 
правопорядка и профилактики Кричевского РОВД подполковник Усик написал, что 
Кудрявцев подготовил «заведомо ложный оскорбительный вымысел» в отношении А. 
Демешко – дал на сайт spring96.org для публикации информацию, что тот угрожал ему 
уголовным делом. 4 июня суд Кричевского района (судья Екатерина Шматкова) 
прекратил административное дело против Владимира Кудрявцева в связи с истечением 
срока привлечения его к административной ответственности. 



СМИ в Беларуси 2015 
 

 18 

18 мая могилёвский журналист Александр Бураков получил ответ из Верховного 
суда Беларуси на свою надзорную жалобу, в удовлетворении которой ему было 
отказано. Журналист просил отменить постановления Ленинского районного суда 
Могилёва и Могилёвского областного суда о признании его виновным в незаконном 
изготовлении и распространении продукции СМИ (ч. 2 ст. 22.9 КоАП РБ). 8 октября 
2014 г. А. Бураков был оштрафован на 40 базовых величин (6 млн рублей) за 
сотрудничество с зарубежным СМИ без аккредитации.  

22 мая судья Гомельского районного суда Александр Лисовский признал 
независимого журналиста Константина Жуковского виновным в незаконном 
изготовлении продукции СМИ (ст. 22.9 ч. 2 КоАП) и оштрафовал его на 25 базовых 
величин (4,5 млн рублей). В вину журналисту милиция поставила подготовку сюжета 
для телеканала «Белсат» 24 марта без аккредитации в МИД Беларуси. По окончании 
процесса Жуковский хотел снять на видео вывеску на здании суда, за что был задержан 
сотрудниками милиции. Вместе с ним тогда задержали журналистку Наталью 
Кривошей. Они провели в милицейском отделении около 3,5 часов. Журналистов 
отпустили без составления протоколов, переписав личные данные. 

1 июня в Бресте работе фрилансеров Миланы Харитоновой и Алеся Левчука 
препятствовал незнакомец. Инцидент случился, когда в местном магазине журналисты 
снимали видеосюжет, как после «Дня без табака» с витрин убирали табачные изделия. 
Вокруг камеры начал прыгать мальчик, мешая снимать. Милана Харитонова сделала 
ему замечание, после чего отец ребенка затеял конфликт. По словам А. Левчука, он вел 
себя агрессивно – хватал руками штатив, толкнул журналиста на землю, а после вызвал 
милицию. Поскольку у Миланы Харитоновой не оказалось при себе документов, обоих 
журналистов отвезли в Московский РОВД Бреста для установления личностей. 
Примерно через час, после опроса по поводу обстоятельств инцидента, журналистов 
отпустили без составления протоколов. Позже стало известно, что нападавший – 
бывший милиционер. 

1 июня судья суда Дзержинского района Инна Шайко постановила оштрафовать 
журналистов Ольгу Чайчиц и Сергея Кравчука на 30 базовых величин каждого (по 5 
млн 400 тыс. рублей). Обоих обвинили в нарушении ст. 22.9 КоАП (незаконное 
изготовление и распространение продукции СМИ). Основанием для составления 
протоколов стал сюжет из Фаниполя (Дзержинский район Минской области) о 
недопуске съемочной группы на общественное обсуждение генерального плана 
застройки города. Фанипольская милиция распечатала текст и изображения сюжета с 
сайта "Белсат" и обвинила журналистов в работе без аккредитации на зарубежный 
телеканал "Белсат".  

3 июня суд Ленинского района Бреста (судья Дмитрий Шурин) оштрафовал 
независимую журналистку Алину Литвинчук в общей сложности на 60 базовых 
величин за двойное нарушение законодательства о СМИ. В суде рассматривались сразу 
два административных дела журналистки по ст. 22.9 КоАП. Основанием для судебного 
преследования стали две публикации на сайте «Беларускага Радыё Рацыя»: интервью с 
предпринимательницей на благотворительной ярмарке и интервью с педагогом Центра 
дополнительного образования детей и молодежи. В суде фигурировали распечатки 
упомянутых материалов, также в суд в качестве свидетелей вызвали обеих собеседниц 
журналистки. Они сообщили, что имели беседы с сотрудниками КГБ относительно их 
контактов с Литвинчук. В своем постановлении судья Шурин также ссылается на 
«информацию начальника УКГБ по Брестской области».  

5 июня суд Буда-Кошелевского района рассмотрел административные протоколы 
в отношении гомельских журналистов-фрилансеров Константина Жуковского и 
Натальи Кривошей. Обоих признали виновными в нарушении ч. 2 ст. 22.9 КоАП 



CМИ в Беларуси 2015 

 19 

(незаконное изготовление и распространение продукции СМИ) и оштрафовали на 20 
базовых величин каждого (3 млн 600 тыс. рублей). Основанием для составления 
милицейских протоколов стала подготовка журналистами видеосюжета о сносе домов в 
Буда-Кошелеве накануне «Дожинок». Сюжет использовал телеканал «Белсат». Суд 
состоялся без участия журналистов: К. Жуковский не знал о заседании, а Н. Кривошей 
по телефону пригласили в суд за несколько часов до рассмотрения дела. 

9 июня судья Центрального района Гомеля Алеся Осипова оштрафовала 
журналиста-фрилансера Константина Жуковского на 30 базовых величин (5 млн 4 тыс. 
рублей) за незаконное изготовление продукции СМИ (22.9 КоАП). Основанием стал 
административный протокол, подписанный начальником отдела общественного 
правопорядка и профилактики Центрального РОВД Гомеля Юрием Паниным. Согласно 
протоколу, 15 апреля на телеканале «Белсат» был показан сюжет под названием 
«Самоубийство преподавательницы», который «незаконно подготовил гражданин 
Константин Жуковский, который не имеет аккредитации на территории Республики 
Беларусь в качестве корреспондента польского телеканала». Видео было посвящено 
ситуации вокруг самоубийства преподавательницы ГГУ имени Ф. Скорины, которая 
опасалась потерять свою работу и квартиру из-за действий руководства вуза.  

10 июня судья Центрального района Гомеля Марина Домненко присудила 
местной журналистке-фрилансеру Наталье Кривошей максимально возможный 
административный штраф за «незаконное изготовление и распространение продукции 
СМИ» без аккредитации для телеканала «Белсат» – 50 базовых величин, что 
соответствует 9 млн рублей. Административное дело по ч. 2 ст. 22.9 КоАП в 
отношении журналистки возбудил Центральный РОВД Гомеля по инициативе УВД 
Гомельского облисполкома. Основанием для этого стал видеосюжет «Самоубийство 
преподавательницы», показанный 15 апреля в эфире спутникового телеканала 
«Белсат». За упомянутый сюжет 9 июня также оштрафовали К. Жуковского.  

10 июня в Минске на крыльце поликлиники №20 были задержаны журналисты-
фрилансеры Аркадий Нестеренко и Анастасия Хролович. Инцидент случился около 
7.40 утра, когда журналисты делали видео-опрос посетителей медучреждения, 
вынужденных по несколько часов стоять в очереди за талонами к врачам. Сначала 
журналисты беседовали с людьми внутри поликлиники. Представители администрации 
попросили их выйти на улицу, а затем, как выяснилось, вызвали милицейский наряд. 
Задержанных журналистов доставили во Фрунзенское РУВД, где продержали около 
пяти часов. У них удалили видеозапись, составили протокол опроса, а также провели 
«профилактическую беседу» о запрете проводить съемки в административных зданиях 
без специального разрешения. При беседе присутствовал человек в штатском. 

2 июля Рогачевский районный суд (судья Александр Крайников) признал 
гомельских журналистов-фрилансеров Константина Жуковского и Наталью Кривошей 
виновными в незаконном изготовлении продукции СМИ для спутникового телеканала 
«Белсат». Журналисты были оштрафованы по ст. 22.9 КоАП – каждый на 35 базовых 
величин. Согласно протоколам, составленным начальником отдела охраны 
правопорядка и профилактики Рогачевского РОВД Юрием Остаповичем, 12 мая в 
Рогачеве журналисты, не имея аккредитации в качестве журналистов СМИ, «провели 
интервьюирование граждан, тем самым незаконно изготовили продукцию СМИ, а 
именно видеосюжет под названием «Несладкий вкус кризиса. Почему рогачевская 
сгущенка остается на складах?»». Упомянутый видеосюжет был показан 14 мая на 
телеканале «Белсат» и размещен на одноименном сайте.  

2 июля суд Ленинского района Бреста (судья Олег Миронюк) признал 
журналиста Александра Левчука виновным в нарушении ч. 2 ст. 22.9 КоАП и наказал 
максимальным для этой статьи штрафом – 50 базовых величин (9 млн рублей). 



СМИ в Беларуси 2015 
 

 20 

Внештатного корреспондента информагентства БелаПАН привлекли к ответственности 
за сотрудничество со спутниковым телеканалом «Белсат» без аккредитации. 
Основанием для этого стало интервью с капитаном футбольного клуба «Брест» 
Романом Василюком, которое милиция нашла на сайте телеканала «Белсат». 
Административный протокол на Левчука составил 23 июня старший лейтенант 
милиции Борис Дмитрук.  

16 июля в Речицком районе были задержаны независимые журналисты 
Константин Жуковский и Наталья Кривошей. Они снимали видеосюжет о вспышке в 
этом регионе неизвестной болезни свиней. Когда о присутствии журналистов узнали в 
сельсовете, то сразу позвонили в ГАИ и сообщили номер машины. Милиция 
остановила автомобиль журналистов на сельской дороге и два часа составляла 
протокол опроса, выясняя, зачем журналисты вели видеосъемку. 

17 июля в г. Марьина Горка (Минская обл.) около воинской части были 
задержаны независимые тележурналисты Александр Борозенко и Аркадий Нестеренко. 
Журналисты готовили материал о бывшем спецназовце Вадиме Василевском, который 
погиб на Донбассе, воюя на стороне сепаратистов. При попытке побеседовать с 
руководством 5-й отдельной бригады, где до увольнения служил Василевский, 
журналистов задержали милиционеры и доставили в местный РОВД. Задержание 
произошло около 14.00. Около 17.15 стало известно, что журналистов освободили, 
составив протоколы опроса и забрав флеш-карту видеокамеры с частью отснятого 
материала «на экспертизу». Копию протокола изъятия Борозенко отказались выдать. 
Журналист сфотографировал документ и оставил запись в книге жалоб. «Милиционеры 
сказали, что нас может ждать уголовное дело, но по какой статье – не сообщили, а 
после отпустили», – рассказал Аркадий Нестеренко. 

23 июля Глубокский районный суд оштрафовал журналиста Дмитрия Лупача на 
4,5 млн рублей. Председатель суда Ирина Казак признала журналиста виновным в 
нарушении ст. 22.9 КоАП (незаконное изготовление и распространение продукции 
СМИ), а по сути – в сотрудничестве с зарубежным СМИ без аккредитации. Основанием 
для привлечения к ответственности стал материал «Нашлись родственники 
пограничника, который погиб на Глуботчине 17 сентября 1939 года», размещенный 9 
июня на сайте «Еврорадио». Сначала суд был назначен на 10 июля, но протокол, 
составленный 26 июня старшим инспектором отдела охраны правопорядка и 
профилактики Глубокского РОВД Вячеславам Борило, вернули на доработку в 
милицию. В течение этого времени Д. Лупачу пришлось несколько раз встретиться с 
сотрудниками КГБ. По словам журналиста, ему предлагали доносить на друзей и 
коллег, сообщать о деятельности членов ОО «БАЖ» и оппозиционных активистов в 
регионе. Дмитрий Лупач сообщил об этом независимым СМИ. Он заявил, что не будет 
сотрудничать со спецслужбой. 19 августа Витебский областной суд (судья Светлана 
Иванова) не удовлетворил жалобу журналиста на постановление Глубокского 
районного суда.  

27 июля судья Ленинского района г. Могилева Елена Волкова прекратила 
производство по административному делу журналистки Алины Скребуновой, 
поскольку истек срок привлечения ее к ответственности. Журналистку обвиняли в 
нарушении ч. 2 ст. 22.9 КоАП (незаконное изготовление и распространение продукции 
СМИ). Первые судебные заседания прошли 23 и 24 июля, и оба раза судья 
удовлетворяла ходатайства журналистки о переносе слушаний, вероятно, в связи с 
многочисленными нарушениями в оформлении документов, допущенными 
милиционерами Ленинского РОВД. Дело в отношении Скребуновой завели по поводу 
сюжета о могилевском заводе «Строммашина», который вышел на телеканале «Белсат» 
26 мая.  



CМИ в Беларуси 2015 

 21 

28 июля суд Глубокского района оштрафовал независимую журналистку Татьяну 
Смоткину на 4,5 млн рублей за сотрудничество с зарубежным СМИ без аккредитации. 
Судья Людмила Ващенко признала журналистку виновной в нарушении ст. 22.9 КоАП 
(незаконное изготовление и распространение продукции СМИ). Как следует из 
материалов дела, его инициировала Глубокская районная прокуратура после появления 
на сайте «Беларускага Радыё Рацыя» (Польша) статьи «Дороги в Глубоком станут 
позитивными». 19 августа Витебский областной суд (судья Светлана Иванова) не 
удовлетворила жалобу Татьяны Смоткиной на постановление Глубокского районного 
суда. 

29 июля в Гомеле на крыльце Центрального РУВД, перед которым должен был 
состояться пикет местных жителей, милиция задержала независимых журналистов 
Константина Жуковского и Наталью Кривошей. Милиционеры составили протоколы 
опроса обоих журналистов по поводу того, что Константин Жуковский якобы угрожал 
им. Примерно через три часа журналистов освободили; технику у них не забирали. 

29 июля Октябрьский районный суд г. Могилева прекратил административный 
процесс в отношении журналиста и общественного активиста Игоря Борисова. Его 
обвиняли в нарушении законодательства о СМИ (ч. 2 ст. 22.9 КоАП), а также в 
нарушении порядка получения денежной помощи из-за рубежа (ч. 2 ст. 23.24 КоАП). 
Судья Денис Кисигин удовлетворил ходатайство Борисова о прекращении дела в связи 
с истечением срока привлечения к административной ответственности. В адрес 
сотрудников Октябрьского РОВД суд вынес частное определение – в том числе за ряд 
неточностей в оформлении документов и передачу дела в суд после истечения срока 
привлечения к административной ответственности.  

5 августа главного редактора негосударственного издания «Газета Слонімская» 
Виктора Володащука вызвали в Слонимское РОВД, где сообщили, что в отношении 
юридического лица, на которое возложены функции редакции «Газеты Слонімскай», 
завели административное дело согласно ст. 23.33 КоАП – «распространение заведомо 
ложных сведений, унижающих честь и достоинство Президента Республики Беларусь». 
Основанием стала статья «Голос из деревни. Главное, что говорить президент хорошо 
умеет» в номере от 29 июля. Публикация представляла собой опрос деревенских 
жителей на тему выборов. Позже дело было прекращено. 

19 августа суд Ленинского района Гродно (судья Юрий Казакевич) признал 
журналистов Александра Киркевича и Александра Денисова виновными в нарушении 
ст. 22.9 КоАП и оштрафовал каждого на 25 базовых величин (по 4,5 млн рублей). 
Поводом для административного дела стал видеосюжет о выставке литовских кукол в 
Гродно, размещенный на сайте телеканала «Белсат». Журналистов обвинили в 
подготовке информационного материала для зарубежного СМИ без аккредитации. 
Рассмотрение дела началось 23 июля, но судья направил материалы на доработку в 
милицию. 14 августа процесс возобновился. Суд заслушал свидетелей – художника 
Александра Сильвановича и его жену, директора выставочного зала Ирину 
Сильванович. Свидетели подтвердили, что они давали интервью упомянутым 
журналистам. 22 сентября судья Гродненского областного суда Николай Рачинский, 
рассмотрев кассационные жалобы фрилансеров Александра Денисова и Александра 
Киркевича, оставил в силе постановление суда первой инстанции. 

7 сентября в Минске задержали внештатного корреспондента газеты «Народная 
воля» Екатерину Андрееву, когда она собиралась освещать пикет обманутых 
дольщиков возле Дворца независимости. Милиционеры задержали журналистку вместе 
с пикетчиками, несмотря на то, что она имела при себе письменное редакционное 
задание. Андрееву доставили в Центральный РУВД Минска, продержали там около 
полутора часов, а затем отпустили без составления протокола. 



СМИ в Беларуси 2015 
 

 22 

10 декабря Свислочский районный суд (судья Жанна Сологубик) оштрафовал 
гродненского журналиста и публициста Владимира Хильмановича на 40 базовых 
величин. Его обвинили в участии в несанкционированном митинге 31 октября 2015 г. в 
Свислочском районе Гродненской области. Тогда больше ста участников дня памяти 
повстанцев 1863 года возложили цветы на могилу брата Кастуся Калиновского, 
почтили память Кастуся Калиновского в Свислочи и в Якушовке, где когда-то стоял 
дом семьи Калиновских. Все мероприятие прошло под пристальным наблюдением 
сотрудников внутренних дел. 

10 декабря вечером в Могилеве члена БАЖ Евгения Глушкова задержали 
сотрудники милиции. Задержание произошло, когда журналист пытался снять на видео 
репетицию открытия памятного знака сотрудникам госбезопасности около здания 
Могилевского областного управления КГБ. По словам Глушкова, его проводили в 
управление, где приказали удалить отснятый материал. 

22 декабря в райцентре Корма Гомельской области милиция почти на два часа 
задержала независимых журналистов Константина Жуковского и Аркадия Малыша. В 
Корме были проблемы с водо- и теплоснабжением. По жалобе местных жителей 
журналисты и приехали подготовить информационный материал на эту тему. 
Инициировала задержание журналистов Татьяна Веркеенко, временная исполняющий 
обязанности начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам 
молодежи Кормянского райисполкома. Она утверждала, что перед проведением съемок 
нужно подавать письменную заявку в идеологический отдел, который должен принять 
решение. Константина Жуковского и Аркадия Малыша привезли в районное отделение 
милиции и взяли объяснения. После разбирательства независимых журналистов 
отвезли на место, где они делали видеосъемки. В книге жалоб и предложений 
Кормянского райисполкома Константин Жуковский оставил заявление о превышении 
служебных полномочий представительницей идеологического отдела и создание 
препятствий во время видеосъемок. 

 

3. Изъятие и повреждения техники, конфискация 
 

В 2015 г. милиция дважды изымала компьютеры у журналистов в ходе проверок 
по делам об административных правонарушениях. 

12 марта утром в Могилеве в квартиру редактора газеты «Наш Могилев» Игоря 
Борисова пришли пятеро милиционеров. Предъявив постановление о проведении 
осмотра помещения на основании совершения проверки по ст. 188 ч. 2 УК РБ (клевета), 
они устроили трехчасовой обыск. В результате у журналиста забрали 6 компьютеров, 2 
модема и блокноты. Протокола изъятия Борисову милиционеры не выдали. У 
правоохранительных органов возникли претензии к одному из материалов, 
опубликованных на сайте газеты «Наш Могилев» – о том, что генеральный директор 
могилевского предприятия «Лента» якобы сильно проигрался в казино. По словам 
милиционеров, уголовное дело возбуждено не было, проводилась проверка. В тот же 
день и на том же основании прошел обыск в офисе могилевского правозащитного 
центра "Весна". Осмотр помещения и изъятие компьютеров там проводили те же самые 
сотрудники милиции, которые утром посетили квартиру Игоря Борисова. 5 мая Игорь 
Борисов написал жалобу в прокуратуру Могилевской области о нарушении его прав и 
нарушении процессуальных сроков во время проведения проверки. Он просил 
немедленно вернуть ему два компьютера, модем и блокнот, поскольку милиция 
вернула только один компьютер из трех изъятых. 13 июля Игоря Борисова вызвали в 
Октябрьский РОВД забрать компьютеры, изъятые во время обыска 12 марта 2015 г. 



CМИ в Беларуси 2015 

 23 

Журналисту пояснили, что проверка по факту клеветы (ст. 188 ч. 2 УК РБ) на 
директора предприятия "Лента" Сергея Петрова завершена, и дело против Борисова не 
возбуждали. Однако милиционеры сообщили, что в отношении Игоря Борисова 
возбудили два новых административных дела – за нарушение Закона "О СМИ" (ч. 2 ст. 
22.9 КоАП) и за получение денежной помощи из-за границы на деятельность издания 
(ч. 2 ст. 23.24 КоАП). Журналиста частично ознакомили с материалами дел и вручили 
повестку в суд Октябрьского района Могилева на 15 июля. Позже дату рассмотрения 
дела дважды переносили. 29 июля оно было прекращено в связи с истечением срока 
привлечения к административной ответственности. 

19 августа в Березовке (Лидский район Гродненской области) два сотрудника 
милиции в штатском провели обыск в квартире, где живет журналист-фрилансер Юрий 
Дешук. Милиционеры пересмотрели бумаги у него дома, а также забрали компьютер и 
принтер, который находился в нерабочем состоянии. Санкцию на обыск дал районный 
прокурор в рамках расследования уголовного дела по факту проведения флешмоба в 
Березовке 25 июля 2015 г. 10 ноября представители Следственного комитета вернули 
Дешуку компьютер. Принтер якобы находился на экспертизе в Гродно. 

 

4. Угрозы и насилие в адрес журналистов и СМИ  
 

6 января в зале суда Центрального района Минска, где слушалось уголовное дело 
об избиении молодого мужчины-гомосексуала, родственники обвиняемого Дмитрия 
Лукашевича напали на журналистов, которые попытались снять обвиняемого на видео. 
Во время процесса судья запретил видеосъемку. После объявления перерыва в 
судебном заседании журналист Александр Борозенко включил видеокамеру, и в это 
время родственники обвиняемого стали применять к нему силу. Когда корреспондент 
Радио "Свобода" Олег Груздилович начал снимать этот инцидент, он сам стал объектом 
нападения со стороны сестры обвиняемого и ее мужа. Все это происходило при 
включенной видеокамере. 

 

5. Предупреждения, административное давление 
 
Всего в 2015 г. Министерство информации РБ вынесло 36 предупреждений 34 

средствам массовой информации. Большинство из них было вынесено за употребление 
сокращения «РБ» в выходных данных изданий.  

Журналист Павел Дайлид получил предупреждение прокуратуры за нарушение 
закона «О средствах массовой информации», которое выразилось в размещении его 
публикации на сайте Радио «Свобода».  

Члены БАЖ неоднократно вызывались в милицию для «бесед» по поводу их 
публикаций. 

23 января Верховный суд Беларуси отклонил заявление газеты «Народная воля» 
о признании недействительным предупреждения Министерства информации. 
Предупреждение было вынесено 18 ноября 2014 года за материал «На цепь!», 
размещенный в авторской колонке Светланы Калинкиной в номере от 3 октября. В нем 
публицистка размышляла о возможных последствиях ратификации договора о 
создании Евразийского экономического союза. Чиновники Министерства информации 
усмотрели в авторском мнении нарушение конституционных прав граждан и 
возможное нанесение ущерба интересам Республики Беларусь. Судья Елена Кострома 



СМИ в Беларуси 2015 
 

 24 

оставила предупреждение газете в силе. 
25 февраля Министерство информации вынесло письменные предупреждения 

негосударственным региональным газетам за подписью министра Лилии Ананич: 
барановической «Intex-press», «Ганцевічский час» и «Газете Слонимской». 

Редакция «Газеты Слонимской» была обвинена в нарушении ст. 22 «Закона о 
СМИ» – из-за того, что в двух февральских номерах (от 11.02.2015 и от 18.02.2015) в 
издании не был обозначен тираж. 

Редакции газет «Intex-Press» и «Ганцевічский час» допустили нарушения 
законодательства, применив сокращение «РБ» вместо «Республика Беларусь» в 
выходных данных. 

27 февраля вечером участковый милиционер Алексей Король пожаловал домой к 
журналистке Инне Хомич. Перед этим он по телефону приглашал журналистку на 
беседу, но она отказалась идти без официальной повестки. Милиционер интересовался 
целью ее поездки 5 февраля в агрогородок Мотоль Ивановского района. Выяснилось, 
что Ивановский РОВД завел некое дело, из-за чего потребовалось опросить брестскую 
журналистку. Участковый спрашивал, где Инна Хомич работает, с какой целью ездила 
в Мотоль, с кем разговаривала и о чем. Также его интересовало, работает она на 
польское «Радио Рация». 

2 марта Министерство информации вынесло предупреждения «о недопущении 
нарушения ст. 22 Закона о СМИ» общественно-политическому еженедельнику 
«Борисовские новости» и газете «Рекламный Боржоми». Оба издания принадлежат 
частному производственному унитарному предприятию «Букас медиа-центр». 
Основание – сокращение «РБ» вместо «Республика Беларусь» в выходных данных 
изданий. 

6 марта Министерство информации сообщило, что вынесло письменные 
предупреждения ряду периодических изданий, среди которых – государственные 
журнал «Вожык» и барановичская газета «Наш край». Об этом говорится в письменном 
ответе министерства пресс-секретарю ОО «БАЖ» Борису Горецкому. В феврале-марте 
Мининформ вынес официальные предупреждения сразу нескольким 
негосударственным изданиям, обвинив их в незаконном употреблении сокращения 
«РБ» вместо «Республика Беларусь» в выходных данных. Между тем, подобные 
сокращении журналисты заметили и в государственных печатных СМИ. В связи с этим 
пресс-секретарь ОО «БАЖ» написал в Мининформ письмо, чтобы узнать, реагировало 
ли министерство на такие факты. 

14 марта в Минске журналиста Глеба Лободенко по телефону вызвали в 
Советский РУВД для беседы в качестве вероятного свидетеля преступления. По словам 
Лободенко, на его вопрос о причинах вызова милиционер ответил, что это «тайна 
следствия». Журналист отказался идти без официальной повестки, в ответ на что 
получил предупреждение о возможности приезда «в очень неудобное раннее время» и 
принудительного привода. В таких действиях милиционера Г. Лободенко усмотрел 
превышение полномочий и прямую угрозу. 

17 марта вечером журналисту Андрею Мелешко позвонили из гродненского 
отдела милиции «Центр» и сказали, что хотят «поговорить». Мелешко категорически 
отказался идти в милицию без официальной повестки. 

17 марта журналист Александр Киркевич посетил Ленинское РУВД Гродно по 
вызову повесткой. Как выяснилось, милиция проводила проверку по обращению КГБ 
относительно возможного нарушения ст. 22.9 ч. 2 КоАП (незаконное изготовление и 
распространение продукции СМИ). 18 марта по этому же делу был вызван в милицию 



CМИ в Беларуси 2015 

 25 

гродненский журналист Алесь Денисов (посетил Ленинское РУВД Гродно по вызову 
повесткой). Поводом для проверки стал размещенный на сайте телеканала «Белсат» 
видеосюжет о выставке слуцких поясов в Гродненском музее истории религии. Как 
сообщили журналисты, в материалах проверки были скриншоты с сайта. Также из 
материалов следовало, что сотрудницу музея Галину Химко, которая фигурировала в 
сюжете, вызывали на беседу в КГБ и в милицию для опознания журналистов по 
фотографиям. 

19 марта редактор газеты и интернет-сайта «Наш Могилев» Игорь Борисов и его 
жена Елена Борисова по вызову повесткой встретились с участковым инспектором 
Октябрьского РОВД Могилева майором Казаковым. Милиционер хотел взять 
объяснения в рамках проверки на предмет возбуждения уголовного дела по ст. 188 ч. 2 
Уголовного Кодекса РБ (клевета). По словам Игоря Борисова, Казаков хотел выяснить, 
какое отношение журналист имеет к газете «Наш Могилев». Журналист в соответствии 
со ст. 27 Конституции РБ отказался давать показания против себя. Аналогичное 
заявление сделала и Елена Борисова. Ранее, 12 марта, в квартире Борисова был 
проведен осмотр помещения на основании проверки по делу о клевете. 

20 марта стало известно, что негосударственная газета «Новы час» получила 
предупреждение Министерства информации за употребление сокращения «РБ» в 
выходных данных. Документ был датирован 25 февраля, но главный редактор Алексей 
Король получил его по почте позже. 

28 апреля Верховный суд (судья Екатерина Короткевич) отклонил заявление 
ООО «Издательский дом «Интекс-пресс» к Министерству информации и признал 
законным письменное предупреждение газете «Intex-press» за сокращение «РБ» в 
выходных данных. Во время судебных слушаний представители «Intex-press» пытались 
доказать суду, что сокращение «РБ» вместо слов «Республика Беларусь» широко 
применяется органами государственной власти и даже присутствует в президентских 
указах. 

12 мая стало известно, что Министерство информации вынесло официальное 
предупреждение газете «Наше православие» Витебской православной епархии. Об этом 
сообщила заведующая сектором регистрации СМИ и контроля за исполнением 
законодательства Мининформа Юлия Кочина. Однако она отказалась сообщить, в чем 
конкретно состоит нарушение редакцией закона о СМИ. Ранее сообщалось, что 
общественный активист Александр Головань вместе с другими православными 
верующими обратился в Мининформ с просьбой проверить выпуски газеты «Наше 
православие» на соответствие законодательству Республики Беларусь. Поводом для 
обращения стала публикация с призывом к православным принять участие в военном 
конфликте в Украине. 

8 июня члена ОО «БАЖ» Павла Дайлида вызвали в прокуратуру Ивацевичского 
района и вручили письменное предупреждение «о недопустимости осуществления 
правонарушений». Документ был подписан заместителем прокурора Сергеем 
Жуковичем. В нем сообщалось, что районная прокуратура провела проверку согласно 
информации Березовского РОВД и пришла к выводу, что Павел Дайлид нарушил Закон 
«О СМИ», разместив публикацию «Бунт в Спорове: крестьяне требуют вернуть им 
озеро» на сайте Радио «Свобода». 
 

6. Нарушения, связанные с доступом к информации 
 

Среди нарушений права на доступ к информации можно отметить запреты 



СМИ в Беларуси 2015 
 

 26 

журналистам осуществлять их профессиональные обязанности главным образом со 
стороны сотрудников государственных органов и учреждений, отказ в 
предоставлении информации независимым журналистам и СМИ. Значительное 
количество препятствий деятельности прессы имело место во время проведения 
президентских выборов, в частности, во время присутствия на избирательных 
участках и при запрашивании официальной информации о ходе выборов. 

19 января Минский городской суд (после Ленинского районного суда г. Минска) 
отказался рассматривать жалобу гродненского журналиста Виктора Парфененко на 
действия Министерства иностранных дел, которое семь раз отказывало ему в 
аккредитации в качестве корреспондента иностранного СМИ – «Белорусского радио 
Рация». После этого В. Парфененко направил надзорную жалобу на решения судов. 13 
апреля на нее был получен ответ, в котором председатель суда П. И. Коршунович 
утверждал, что суды отказали журналисту в возбуждении гражданского дела законно. 

21 января Ленинский районный суд Могилева отклонил жалобу журналиста 
информационного агентства БелаПАН Владимира Лапцевича на действия должностных 
лиц Могилевского облсовета – председателя Анатолия Исаченко и главного 
специалиста Евгения Нальгачева. Судья Лопатина решила, что журналиста не пустили 
на заседании Могилевского облсовета законно. В суде Евгений Нальгачев утверждал, 
что для присутствия на сессии нужно подавать специальное заявление для включения в 
списки приглашенных. Журналист в суде ссылался на законодательство, которое дает 
право присутствовать на открытых сессиях органов представительной власти не только 
журналистам, но и простым гражданам. 5 марта Могилевский журналист, 
корреспондент информагентства БелаПАН Владимир Лапцевич получил ответ на свой 
запрос из Могилевского областного Совета депутатов. Лапцевич просил указать 
нормативный акт, согласно которому журналист СМИ обязаны подать заявку на 
присутствие на открытых заседаниях сессий облсовета. Он ссылался на законы «О 
СМИ» и «О местном управлении и самоуправлении», которые не допускают 
незаконного ограничения свободы информации и определяют гласность основным 
принципом местного управления. Председатель облсовета Анатолий Исаченко в ответе 
написал, что облсовет организует свою работу на основании регламента работы 
облсовета, которым предусматривается, что количественный и персональный состав 
приглашенных определяется председателем Совета. 25 июня Владимир Лапцевич 
получил ответ из Могилевского облсовета на свое очередное обращение к его 
председателю с просьбой объяснить, какими правовыми актами обусловливается 
необходимость обращения журналиста СМИ, желающего присутствовать на открытом 
заседании сессии облсовета, за разрешением на это. Председатель совета Анатолий 
Исаченко вынужден был признать, что «нормативными правовыми актами форма 
обращений журналиста для присутствия на заседаниях сессии и порядок их 
рассмотрения не установлены». Более года Лапцевич пытался попасть на открытые 
заседания Могилевского областного совета депутатов, однако ему отказывали в 
этом, ссылаясь на отсутствие его в списке приглашенных. Раньше журналист 
освещал события в экономической, социальной и других сферах жизни Могилевской 
области, в том числе сессии Могилевского облсовета депутатов, без всяких нареканий 
со стороны чиновников или депутатов. 

22 января в Минске журналистам телеканала «Белсат» помешали снимать акцию 
чествования памяти “Небесной сотни” Еврамайдана, которую возле памятника Тарасу 
Шевченко провели общественные активисты. Еще до начала акции к телеоператору 
подошли люди в штатском. Они заявили, что, поскольку у “Белсата» нет аккредитации, 
то и оператору ничего снимать нельзя. После этого его отвели под руки от места 
проведения мероприятия. 

3 февраля начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам 



CМИ в Беларуси 2015 

 27 

молодежи Бобруйского райисполкома Галина Чернова отказалась дать востребованную 
информацию корреспонденту газеты “Бобруйский курьер” Марине Молчановой. 
Журналистка, готовя статью, позвонила чиновнице, чтобы узнать о судьбе музея Алеся 
Адамовича в поселке Глуша (Бобруйский район). В ответ получила отказ. На замечание 
журналистки о том, что чиновники не имеют права не предоставлять информацию 
СМИ, Г. Чернова ответила: “Да, я знаю об этом, но конкретно вашему изданию я 
ничего давать не буду. Не хочу разговаривать с вашим СМИ”. 

5 февраля брестским журналистам Александру Левчуку и Милане Харитоновой 
не разрешили проводить съемки на территории историко-культурного объекта, 
которому грозит уничтожение – колонии Варбурга. По словам Левчука, на 
огражденную территорию охранник их не пустил, сославшись на необходимость 
соответствующего разрешения от фирмы-владельца земельного участка, а также на 
отсутствие у них строительных касок. При этом сам охранник был без каски. 
Впоследствии к ограде подбежал неизвестный мужчина, который вел себя очень 
агрессивно: оскорблял журналистов и угрожал ударить в лицо. В результате 
журналисты продолжали съемки уже за огороженной площадкой. 

13 февраля журналиста-фрилансера Андрея Мелешко заставили покинуть 
выставку “Музей шоколада” в историко-археологическом музее Гродно. Первый 
заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по 
делам молодежи Гродненского облисполкома Александр Версоцкий заявил, что, пока 
не будет аккредитации и свидетельства, журналист не имеет права брать интервью в 
гродненских учреждениях культуры. Предъявленное удостоверение члена ОО «БАЖ» 
на чиновника не подействовало. Версоцкий заявил, что “таких свидетельств он может 
нарисовать много” – и попросил покинуть помещение музея. 

26 февраля вечером в центре Минска милиционеры задержали на четыре часа 
сотрудника газеты “Комсомольская правда” в Беларуси” Дмитрия Ласько за то, что он 
собирался сфотографировать новую подсветку здания Академии наук. Милиционеры 
ссылались на некое постановление министра внутренних дел Беларуси от 25 февраля 
2015 года, согласно которому якобы запрещено фотографировать административные 
здания. Позже «Комсомольская правда» выяснила, что речь шла о «внутреннем 
указании» заместителя министра внутренних дел, начальника милиции общественной 
безопасности Николая Мельченко. 

2 марта в Глубоком (Витебская область) независимого журналиста Дмитрия 
Лупача не впустили в райисполком с фотоаппаратом Nikon в сумке. Милиционер 
заявил, что «с профессиональными фотоаппаратами” вход в райисполком запрещен, 
сославшись на распоряжение управделами райисполкома. Дмитрий Лупач решил 
обратиться в исполком с официальным запросом – какую конкретно фототехнику там 
считают “профессиональной” и чем вызваны такие чрезвычайные меры 
предосторожности. 20 марта журналист получил ответ, из которого следовало, что 
никаких официальных документов, регламентирующих правила пропуска в 
райисполком, нет. 

4 марта фотожурналист Владимир Гридин был задержан милицией в зале суда 
Заводского района г. Минска за то, что перед началом рассмотрения уголовного 
процесса начал налаживать профессиональное оборудование. Журналиста доставили в 
РУВД Заводского района, где у него проверили документы и снимки в фотоаппарате. 

4 марта правозащитница, член ОО «БАЖ» Анастасия Лойко получила ответ на 
свою жалобу касательно событий 23 января, когда журналисты не смогли попасть на 
суды над участниками акции памяти героев Майдана. Акция прошла в Минске 22 
января, а на следующий день большинство задержанных ее участников должны были 
быть доставлены в суд. Вместо этого в середине дня стало известно, что судить 



СМИ в Беларуси 2015 
 

 28 

активистов будут непосредственно в отделении милиции Центрального района, куда 
никого из журналистов и правозащитников не пустили. В частности, получить 
информацию о делах и попасть на процессы не смогли члены ОО «БАЖ» Татьяна 
Власенко, Анастасия Резникова, Алексей Шеин, Олег Груздилович и Анастасия Лойко. 
В своем ответе заместитель председателя Минского городского суда Владимир 
Григорович заявил, что рассмотрение административных дел в отношении активистов 
проходила в открытом судебном заседании, а информация о процессах над активистами 
якобы висела на стенде в милиции. 

25 марта стало известно, что Министерство иностранных дел отказало в 
аккредитации в качестве журналиста “Белорусского Радио Рация” Андрею Мелешко из 
Гродно. Запрос на аккредитацию он направил в ноябре 2014 г. В отказе начальник 
управления информации МИД Д. Мирончик сослался на пункты 10 и 15.4 Положения о 
порядке аккредитации журналистов иностранных СМИ. Из него следовало, что, по 
мнению МИД, журналист направил не все нужные документы и ранее работал на 
иностранное СМИ без аккредитации. 

30 апреля независимый журналист и правозащитник Леонид Светик сообщил, 
что ему отказали в возможности посетить исправительные учреждения Витебской 
области. Он направил более десятка заявлений с просьбой предоставить ему 
возможность посетить эти заведения, чтобы подготовить статьи об условиях жизни 
людей, которые там содержатся. Все ответы, полученные Светиком, имеют подобное 
содержание: “Освещение деятельности исправительных учреждений в уголовно-
исполнительной системе занимаются ведомственные периодические издания – газеты 
“На страже” и “Трудовой путь”, которые в полной мере отражают состояние быта и 
условий содержания”. 

9 мая в Бобруйске на площади Победы местные идеологи мешали 
видеооператору «Бобруйского курьера» Виктору Масаловича снимать торжественные 
мероприятия ко Дню Победы. Сначала начальник управления идеологической работы, 
культуры и по делам молодежи Бобруйского горисполкома Николай Балюк не позволил 
Масаловичу пройти на место, где работали другие фотографы и видеооператоры 
бобруйских СМИ, заявив: “А у вас нет удостоверения”. На предложение показать 
удостоверение заведующий сектором по работе с общественными объединениями, 
религиозными организациями и молодежью того же управления Игорь Нестерович 
выставил журналисту новую претензию – “вы поздно пришли”. 

29 мая редакция негосударственной региональной газеты «Intex-press» сообщила 
о том, что на журналистский письменный запрос местный чиновник – начальник отдела 
жилищно-коммунального хозяйства Барановичского горисполкома Андрей Семашко – 
ответил издевательской отпиской. Корреспондент «Intex-press» Татьяна Некрашевич, 
работая над важной для города темой расселения жителей старых бараков, направила 
чиновнику ряд точно сформулированных вопросов, на которые он не ответил по 
существу. Примечательно, что Андрей Семашко раньше уже игнорировал письменные 
запросы «Intex-press», передавал ответы на них в государственную районную газету. 

16 июля редакции негосударственной региональной газеты «Intex-Рress» стало 
известно, что руководство местного предприятия «Барановичское городское ЖКХ» не 
ответило в установленный законодательством срок на письменный журналистский 
запрос из 16 вопросов, а запрошенную информацию отправило для публикации в 
конкурирующее издание – государственную районную газету «Наш край». В редакцию 
поступило письмо за подписью и. о. генерального директора Михаила Менчи, в 
котором сообщалось, что «Барановичское городское ЖКХ» высылает номер «Нашага 
краю» от 15 июля, где можно найти ответы на все поставленные вопросы. 

21 августа в Могилеве журналиста Александра Буракова заставили удалить с 



CМИ в Беларуси 2015 

 29 

камеры фотографии информационного стенда с оповещением о назначенных на 11 
октября президентских выборах. Стенд размещался около здания администрации 
Ленинского района Могилева. По словам А. Буракова, как только он сделал снимки, из 
здания тут же вышла сотрудница Департамента охраны МВД и потребовала их удалить. 
А. Бураков попросил ее представиться и пояснить, каким законом запрещено 
фотографировать стенды о выборах. Сотрудник милиции Илона Михайлова сослаться 
на закон не смогла, но, тем не менее, настояла на удалении фотокадров. Сразу же после 
этого журналист написал жалобу на действия сотрудницы милиции в Книге замечаний 
и предложений администрации Ленинского района города Могилева. 17 сентября 
Александр Бураков получил на свою жалобу ответ, в котором начальник Ленинского 
отдела департамента охраны А. Нестеренко сообщил, что изложенные журналистом 
замечания о том, что он фотографировал только информационный стенд, «не нашли 
объективного подтверждения». По его мнению, действия И. Михайловой были 
законными и обоснованными и соответствовали утвержденным инструкциям. Однако 
милицейский чиновник фактически не ответил по сути изложенных в жалобе 
замечаний. Он так и не пояснил, какая инструкция или другой документ запрещает 
делать фотоснимки информационных стендов либо административных зданий и чем 
была вызвана необходимость удаления фотоснимков с камеры журналиста. 

7 сентября в Гомеле журналистов-фрилансеров Константина Жуковского и 
Наталью Кривошей заперли в здании общежития, после чего вызвали милицию. 
Инцидент произошел в общежитии по ул. Владимирова, 37, куда журналисты приехали 
по жалобе одной из жительниц на то, что в здании продолжительное время не работает 
душ и не ремонтируется санузел. «Заведующая общежитием Надежда Ковалева 
позвонила в коммунальное предприятие «Советское», где ей посоветовали закрыть нас 
на замок и вызвать милицию», – рассказал К. Жуковский. В общежитие по вызову 
приехали двое сотрудников Советского районного отдела милиции – Андрей 
Демьяненко и Сергей Янкович, которые опросили участников инцидента и освободили 
их.  

6 октября в Бресте журналистам Александру Левчуку и Милане Харитоновой 
мешали выполнять профессиональные обязанности на избирательном участке 
Брестского государственного технического университета (БРГТУ). Журналисты 
проводили интервью со студентами, которые пришли на избирательный участок 
проголосовать досрочно. Те рассказали, что их заставляют принимать участие в 
досрочном голосовании, а представитель университета контролирует явку на 
избирательный участок. Журналисты выяснили, что этим представителем является 
заместитель декана по воспитательной работе БРГТУ Светлана Куган, аккредитованная 
на участке для голосования в качестве наблюдателя от ОО «Белая Русь». Замдекана 
препятствовала записи интервью со студентами, которые вынуждены были отказаться 
от своих слов. Сама Светлана Куган отказалась представиться журналистам, 
назвавшись «женщиной с улицы». Кроме того, она пообещала падать на них в суд за 
клевету. 

8 октября журналист газеты «Intex-press» (г. Барановичи) Макар Малиновский 
обратился к председателю Барановичской городской избирательной комиссии Тамаре 
Шукало за информацией о количестве досрочно проголосовавших избирателей. Т. 
Шукало заявила журналисту, что таких сведений у нее нет. Позже выяснилось, что это 
неправда: в Брестской областной комиссии дали сведения и сказали, что все данные 
они получают от городской территориальной комиссии. Юристы издания направили 
жалобу в Центральную избирательную комиссию (ЦИК). 

9 октября журналист газеты «Новы Час» Артём Лява фотографировал на 
избирательном участке № 29 Ленинского района Минска. Елена Пазенко, директор 
школы № 134, где размещался избирательный участок, заявила, что журналист 

http://baj.by/be/content/u-bresce-zhurnalistam-zaminali-vykonvac-svae-abavyazki-na-adnym-z-vybarchyh-uchastkau-videa
http://baj.by/be/content/baranavichy-garadskaya-vybarchaya-kamisiya-admovila-u-infarmacyi-zhurnalistu-intex-press
http://baj.by/be/content/baranavichy-garadskaya-vybarchaya-kamisiya-admovila-u-infarmacyi-zhurnalistu-intex-press


СМИ в Беларуси 2015 
 

 30 

препятствует избирательному процессу. После этого члены избирательной комиссии 
составили на него акт и удалили с избирательного участка. Артём Лява написал жалобу 
в ЦИК. Жалобу перенаправили в районную избирательную комиссию, которая 
признала действия членов участковой избирательной комиссии законными, хотя в 
соответствии со ст. 13 Избирательного кодекса представители СМИ имеют право 
присутствовать на заседаниях комиссий и в помещениях для голосования.  

9 октября журналистка сайта газеты «Бобруйский курьер» Александрина 
Глаголева готовила материал с избирательного участка № 20 Ленинского 
избирательного округа г. Бобруйска. Председатель участковой комиссии сначала 
отказывал ей в праве находиться на участке в качестве представителя СМИ, потом все 
же зарегистрировал, но жестко «регламентировал» время нахождения на участке: 
делаете снимок и уходите. Журналистка была вынуждена покинуть участок. 
Александрина Глаголева в связи с этим инцидентом направила заявление в 
прокуратуру. 

11 октября журналиста газеты «Новы Час» Артёма Ляву не впустили в 
помещение избирательного участка № 33 Ленинского района Минска (председатель 
комиссии – Дмитрий Агулик). Журналисту не разрешили войти, сославшись на 
составленный на него протокол за «нарушение правил поведения на данном участке» 
днем ранее. «В результате чего возникли вопросы о некомфортном проведении 
выборов (останавливает избирателей, задает вопросы), – говорилось в протоколе. – 
Отказался от просьбы занять определенное место на участке, чтобы не препятствовать 
избирателям». Весь предыдущий день журналист провел на этом избирательном 
участке без нареканий в свой адрес. Журналист полагает, что до комиссии участка № 
33 дошла информация о его жалобе на комиссию на участке № 29, и поэтому его 
решили не впускать. Артём Лява направил жалобу в прокуратуру. 

11 октября журналистка польского интернет-издания Eastbook.eu пыталась снять 
на видео процесс подсчета голосов на участке № 6 Первомайского района Минска (пр. 
Независимости, 85). Члены комиссии отгородились стульями, за которые, по их 
мнению, наблюдатели не должны заходить. На просьбу обеспечить возможность видеть 
процесс председатель комиссии Наталья Куновская заявила, что это ее участок, и она 
диктует здесь правила. Когда журналистка попыталась снять процесс подсчета, одна из 
членов комиссии сказала, что не хочет попадать на видео. Председатель комиссии 
заявила, что журналистка «нарушает права человека», и вынудила ее отойти от стола.  

23 октября негосударственная газета «Наша Ніва» получила отказ 
Центризбиркома на письменный запрос о предоставлении информации. Редакция 
обращалась в ЦИК с просьбой ознакомиться с итоговыми цифрами всех протоколов 
столичных участковых комиссий. В ответе за подписью председателя Центризбиркома 
Лидии Ермошиной сообщалось, что ЦИК не имеет протоколов участков: эти 
документы остались в Минской городской избирательной комиссии, которая к тому 
моменту прекратила работу. Перед этим наблюдатели на президентских выборах 
сообщали о фактах переписывания протоколов на многих участках, когда данные, 
которые вывешивались после окончания подсчетов, не совпадали с теми, что оглашали 
в районной территориальной комиссии. Журналисты «Нашай нівы» хотели проверить 
эту информацию. 

4 ноября Гродненскому фрилансеру Александру Денисову запретили снимать в 
Гродненском выставочном зале открытие выставки французской путешественницы и 
фотографа Франсуазы Югье. Директор зала Ирина Сильванович не разрешила А. 
Денисову войти в помещение. Между тем, представители других независимых СМИ 
смогли присутствовать на мероприятии. Вероятно, ситуация объяснялась тем, что 
именно И. Сильванович вместе с мужем, художником Александром Сильвановичем, в 

http://baj.by/be/content/zhurnalista-novaga-chasu-vygnali-z-vybarchaga-uchastka-u-minsku
http://baj.by/be/content/babruysk-zhurnalistku-bobruyskogo-kurera-vydalili-z-vybarchaga-uchastka
http://baj.by/be/content/na-nezalezhnaga-zhurnalista-uchastkovaya-kamisiya-sklala-pratakol-dapounena
http://baj.by/be/content/yarmoshyna-ne-pradastavila-nashay-nive-zvestki-pra-vyniki-galasavannya-pa-uchastkah
http://baj.by/be/content/yarmoshyna-ne-pradastavila-nashay-nive-zvestki-pra-vyniki-galasavannya-pa-uchastkah


CМИ в Беларуси 2015 

 31 

августе 2015 г. вынуждены были выступать свидетелями в суде над Александром 
Денисовым и Александром Киркевичем. Тогда журналистов оштрафовали за то, что 
они сняли для телеканала «Белсат» материал о выставке, проходившей в том же зале. 

11 ноября в Минске журналистам Сергею Будкину и Евгению Шапчицу не 
разрешили вести видеосъемку в клубе Re:Public. Убрать камеры приказал директор 
клуба Андрей Старцев. Журналисты снимали сюжет на концерте группы Nizkiz для 
телеканала «Белсат». Сергей Будкин был заранее аккредитован на мероприятие. 

18 декабря во время открытия памятного знака «Чекистам Могилевщины» 
присутствующих на мероприятии журналистов-фрилансеров допустили 
непосредственно к зданию Могилевского областного управления КГБ только после 
завершения официальной части. Люди в штатском настойчиво советовали журналистам 
не делать никаких съемок и наблюдали, чтобы этот запрет не нарушался. Журналист 
Евгений Глушков сообщил, что ему запретили снимать видео и фотографировать на 
том основании, что у него нет документа с соответствующим редакционным заданием. 
Фрилансеры вынуждены были наблюдать за открытием памятного знака через 
проезжую часть, а на площадку непосредственно перед памятным знаком были 
допущены только журналисты государственных СМИ. 
 

7. Другие формы давления и нарушения прав журналистов  
 

Независимые журналисты подвергались давлению в виде налоговых проверок и 
«внимания» со стороны Комитета государственной безопасности. 

23 февраля редактор кричевской малотиражной газеты «Вольны горад» Сергей 
Неровный сообщил, что получил от инспекции Министерства по налогам и сборам по 
Кричевскому району требование представить декларацию о доходах и имуществе за 
2011-2014 годы в срок не позднее 24 февраля 2015 года. Сергей Неровный считает, что 
через налоговую инспекцию власти хотят оказать давление на него как редактора 
"Вольнага гораду" с целью изменить критическую позицию издания в отношении 
местной «вертикали» на более мягкую. По словам С. Неровного, в последний раз 
налоговая инспекция пыталась «надавить» на него подобным образом в 2011 году. 

14 марта независимый журналист из Березовки Юрий Дешук сообщил, что 
спецслужбы проявляют повышенное внимание к его собеседникам. Например, 
библиотекаря берёзовской городской библиотеки вызвали в КГБ на беседу из-за того, 
что она разговаривала с Дешуком. По информации журналиста, всем сотрудникам 
лидского музея запретили с ним общаться. 

28 мая на украинско-белорусской границе в пункте пропуска Новая Гута 
белорусские пограничники задержали гомельского журналиста-фрилансера 
Константина Жуковского, который возвращался из Чернигова. Сначала, забрав 
паспорта для проверки, журналиста и его спутников держали около двух часов без 
объяснения причин. Потом сообщили, что они задержаны, и приказали выключить 
мобильные телефоны. Провели личный досмотр и осмотрели автомобиль. По словам 
пограничников, они искали «антиконституционную литературу и носители 
информации». С такого рода проблемами на границе при возвращении из Украины 
Жуковский столкнулся уже третий раз за последние два месяца. 

9 июля журналист из Глубокого Дмитрий Лупач рассказал, что представители 
КГБ склоняли его к сотрудничеству – чтобы он сообщал подробности о местных 
активистах, о встречах с членами БАЖ и об оппозиционной активности в регионе. 
Сначала, 25 июня, Лупача вызвали в финансовую милицию, где, как оказалось, его 



СМИ в Беларуси 2015 
 

 32 

встретили местные представители КГБ и двое неизвестных, которые сказали, что 
приехали из Минска специально ради встречи с ним. Они интересовались поездками 
журналиста в Украину, а также его контактами с иностранцами. В июне Дмитрий 
встречался с поляками, которые приезжали в регион; позже на сайте «Еврорадио» и в 
газете «Вольнае Глыбокае» вышла статья «Нашлись родственники пограничника, 
который погиб на Глуботчине 17 сентября 1939 года». 30 июня Дмитрия Лупача по 
телефону вызвал на встречу сотрудник местного КГБ. Во время беседы он предупредил 
журналиста о недопустимости сотрудничества с зарубежными СМИ без аккредитации 
и дискредитации Республики Беларусь (ст. 369-1 УК РБ) – предоставления 
иностранному государству неправдивых сведений о политическом, экономическом, 
социальном положении граждан и т.д. «Сотрудник КГБ сказал, что у них есть много 
доказательств моего сотрудничества с зарубежными СМИ без аккредитации, но они не 
будут их озвучивать, если я соглашусь им помочь. Причем сотрудник КГБ отметил, что 
в случае отказа будут проблемы у моей жены и детей», – рассказал Д. Лупач. 9 июля 
тот же самый представитель КГБ позвонил и опять предлагал журналисту встретиться. 
Дмитрий Лупач категорически отказался от «сотрудничества», несмотря на угрозы, и 
решил публично рассказать об этом, чтобы предупредить друзей и коллег, которые 
также могут попасть в похожую ситуацию. 

17 июля стало известно об увольнении журналиста FM-радио "Unistar" Сергея 
Грудницкого. Причиной стало то, что он зачитал в эфире радиостанции новости 
негосударственного информагентства БелаПАН, – сообщил Грудницкий на своей 
странице в Фейсбуке. Увольнение Грудницкого с формулировкой «по соглашению 
сторон» подтвердил программный директор радио «Unistar» Александр Наливайко. 
Информацию о том, что причиной стали новости БелаПАН, он опроверг: сказал, якобы 
на радио просто происходят организационные и кадровые изменения. 

11 августа гродненский журналист Андрей Мелешко направил заявление в 
Октябрьский РУВД Гродно с просьбой установить и привлечь к ответственности лиц, 
которые пишут на одном из сайтов клеветнические анонимные статьи о гродненских 
журналистах и общественных деятелях, в том числе о нем. Журналист усмотрел в 
материалах сайта клевету на себя и членов своей семьи. В течение последних лет на 
сайте также появлялись публикации о других членах ОО «БАЖ» – А. Денисове, А. 
Киркевиче, В. Парфёненко, В. Хильмановиче и В. Сазонове. 16 октября стало 
известно, что управление внутренних дел Октябрьского района Гродно не нашло 
состава уголовного преступления в интернет-статье о Мелешко. Сотрудники милиции 
установили, где хостится страница и кто занимается администрированием группы 
Вконтакте, «привязанной» к этому сайту. Согласно ответу из милиции, эти люди не 
имеют никакой причастности к клеветническим высказываниям о Мелешко и не могут 
быть привлечены к ответственности. После этого журналист подал аналогичное 
заявления в прокуратуру. 24 декабря Андрей Мелешко получил из Октябрьского 
РОВД ответ касательно результатов дополнительной проверки прокуратуры по его 
запросу. Прокуратура вслед за милицией не усмотрела оснований для возбуждения 
уголовного дела. В ответе говорилось, что содержание статей формально имеет 
признаки клеветы (ст. 188 УК РБ), но не установлена цель, с которой кто-то это сделал. 
Также не был установлен администратор сайта, услуги хостинга которому оказывает 
российская компания в Санкт-Петербурге.  

3 ноября стало известно об очередной попытке давления на редактора газеты 
«Наш Магілёў» Игоря Борисова. «После того как у милиции не получилось привлечь 
Игоря Борисова к уголовной и административной ответственности, им занялась 
налоговая инспекция», – сообщил сайт eurobelarus.info. Налоговики стали опрашивать 
знакомых и друзей Борисова, а также других граждан, которые имели дело с 
журналистом. 28 октября в квартиру Борисова под видом «сезонного осмотра 

http://baj.by/be/content/andrey-myaleshka-milicyyanty-ne-zhadayuc-karac-paklyopnikau-kopiya-dakumenta
http://baj.by/be/content/andrey-myaleshka-milicyyanty-ne-zhadayuc-karac-paklyopnikau-kopiya-dakumenta


CМИ в Беларуси 2015 

 33 

коммуникаций» намеревался попасть неизвестный человек, который представился 
старшим мастером ОДО «Коммунальник». Никого из соседей Борисовых при этом не 
беспокоили, и в офисе ОДО «Коммунальник» не смогли предоставить план «сезонного 
осмотра квартир». Позднее, 13 ноября, в квартиру Игоря Борисова пытались попасть 
семь человек – сотрудники милиции Семенов и Сердюков и пятеро коммунальщиков, 
из которых назвал себя только один – старший мастер ОДО «Коммунальник» Буксанов. 
Коммунальщики показали предписание, в котором говорилось, что семья Борисовых 
должна обеспечить им доступ в квартиру для «сезонного осмотра» жилья. Однако в 
бумаге отсутствовали печати, была подпись только старшего мастера и не указывались 
основания для осмотра квартиры. Семья журналиста отказалась пустить визитеров. 
Борисовы обратились с жалобами в ОДО «Коммунальник» и Следственный комитет о 
нарушении их конституционного права на неприкосновенность жилища. По словам И. 
Борисова, к другим жителям дома представители коммунальных служб вместе с 
милицией для проведения «сезонного осмотра» не заходили. Журналист посчитал, что 
на его семью оказывали давление из-за его журналистской и общественно-
политической деятельности. 
 

8. Препятствия в печати и распространении продукции СМИ 

 
Как и в предыдущие годы, государственные предприятия-монополисты – 

«Белпочта» и «Белсоюзпечать» – отказывались распространять независимые газеты. 
Департамент ценовой политики Министерства экономики не нашел нарушений 
антимонопольного законодательства в действиях РУП «Белпочта». 

29 апреля редакции негосударственной «Газеты Слонимской» стало известно, 
что «Белпочта» и «Белсоюзпечать» снова отказали ей в сотрудничестве. Оба 
предприятия-монополиста, ссылаясь на различные причины, написали, что не будут 
заниматься распространением этого негосударственного издания и приложения к нему 
– «Отдушина». "Выбор печатных изданий для формирования каталога с целью 
дальнейшего их распространения через подписку является правом РУП «Белпочта», 
которое им реализуется в соответствии с законодательством", – сообщалось в ответе за 
подписью первого заместителя гендиректора предприятия Елены Скрипчик. 

15 мая стало известно, что РУП «Белпочта» в очередной раз отказалось 
распространять через подписку негосударственную газету «Intex-press» (г. 
Барановичи). В своем обращении Издательский дом «Интекс-пресс», ссылаясь на 
антимонопольное законодательство, утверждал, что «Белпочта» обязана включить 
газету в подписной каталог. В ответе РУП «Белпочта» от 7 мая за подписью первого 
заместителя гендиректора Елены Скрипчик сообщалось, что в реестр монополистов 
РУП «Белпочта» внесено по товарной позиции «услуги по приему подписки, доставке и 
переадресации печатных средств массовой информации», в то время как услуга по 
включению печатных СМИ в подписной каталог не является услугой, которая 
оказывается на основании публичного соглашения, и не включена в выше приведенный 
перечень услуг. 

26 июня ООО «Издательский дом «Интекс-пресс» в очередной раз получил отказ 
УП «Брестоблсоюзпечать» на просьбу распространять через государственную систему 
продажи газету «Intex-press». В письме за подписью заместителя директора 
предприятия Николая Марейко редакции сообщалось, что якобы не имеется 
возможности составить договор на распространение. Напомним, негосударственная 
общественно-политическая газета «Intex-press» выходит в Барановичах с 1994 года. В 
2006 г. издание было исключено из государственных систем распространения. 



СМИ в Беларуси 2015 
 

 34 

27 июля стало известно, что департамент ценовой политики Министерства 
экономики не нашел нарушений антимонопольного законодательства в действиях РУП 
«Белпочта», которое отказывается заключать договор с независимым изданием «Intex-
press». ООО «Издательский дом «Интекс-пресс» обратилось в департамент с 
заявлением о нарушении «Белпочтой» антимонопольного законодательства в части 
злоупотребления доминирующим положением. В ответе директор департамента Игорь 
Фомин подтвердил, что РУП «Белпочта» внесено в государственный реестр 
хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение на товарных 
рынках по позиции «специальная почтовая связь; услуги по приему подписки, доставке 
и переадресации печатных средств массовой информации», однако дал абсурдное 
пояснение, что «включение в подписной каталог не относится к услугам специальной 
почтовой связи, приема подписки, доставке и переадресования печатных средств 
массовой информации». 

Подобный ответ из Минэкономики получила недавно также редакция 
негосударственной «Газеты Слонімскай». 

31 августа редакция газеты «Новы Час» в очередной раз обратилась в РУП 
«Белсоюзпечать» с просьбой о заключении соглашения на распространение газеты 
через торговую сеть предприятия, но в ответ получила очередной отказ. Руководство 
РУП «Белсоюзпечать» сообщило, что не имеет возможности для распространения 
«Новага Часу» через свою сеть и намерено вернуться к этому вопросу в конце года. 

23 сентября стало известно, что негосударственной региональной газете 
«Борисовские новости» в очередной раз отказали в распространении через системы 
«Белпочта» и «Миноблсоюзпечать». Редакция издания обращалась к директору РУП 
«Миноблсоюзпечать» С. Есину и к гендиректору РУП «Белпочта» И. Саксоновой. 
Издание предлагало заключить договоры на распространение через сеть розничной 
торговли, а также на оказание услуг по приёму подписки и доставке печатного СМИ. 
Государственные предприятия-монополисты отказались заключать договоры с 
изданием, сославшись на ст. 391 Гражданского кодекса, которая даёт юридическим и 
физическим лицам свободу в заключении соглашений. 
 

9. Экономическая политика государства в сфере СМИ  
 

Государство продолжало политику «экономической дискриминации» 
независимой прессы, финансируя государственные СМИ из бюджета и обязывая 
сотрудников государственных учреждений на них подписываться. 

16 ноября к журналистам «Еврорадио» попал документ, в котором первый 
заместитель председателя администрации Ленинского района Минска Валерий 
Вороницкий просит руководителей организаций подписаться на ряд государственных 
газет на 1-е полугодие 2016 года «с целью обеспечения истинного информирования 
граждан о социально-экономическом развитии Республики Беларусь». В предложенном 
списке – газеты «Советская Белоруссия», «Минский курьер», «Республика», «Народная 
газета», «Звязда» и «Вечерний Минск». «Для анализа результатов подписной 
кампании» адресатов просят представить в администрацию копии платежного 
поручения (квитанции), подтверждающие оформление подписки. 

19 ноября правительство Беларуси постановлением № 966 определило список 
государственных газет и журналов, которые получат финансирование из 
республиканского бюджета в 2016 году. В опубликованном списке – 26 периодических 
изданий: «Советская Белоруссия», «Рэспубліка», «Знамя юности», «Спортивная 



CМИ в Беларуси 2015 

 35 

панорама», «The Minsk Times» (приложение «Голас Радзімы»), «Алеся», «Беларускі 
гістарычны часопіс», «Беларусь. Belarus», «Белорусская нива», «Бярозка», «Вместе!», 
«Вожык», «Вясёлка», «Журнал специального назначения», «Звязда» и др. Размер 
помощи каждому из этих СМИ не указывался. 

26 ноября стало известно о принуждении работников государственных 
предприятий Могилёва подписываться на государственные печатные издания. В 
качестве подтверждения был опубликован снимок печатного бланка заявления 
сотрудника ОАО «Могилевлифтмаш» в бухгалтерию предприятия: заявитель просит 
вычислить из его ноябрьского заработка 212 600 рублей за подписку на первое 
полугодие 2016 на газету «Вестник Могилёва» (учредитель – Могилевский 
горисполком). По словам правозащитников, опрос показал, что такое происходило и на 
других предприятиях: в частности, на могилевском автозаводе имени Кирова, 
«Трансмаше» и других. Кроме «Вестника Могилёва», предлагалось подписываться на 
«Могилёвскую правду», «Днепровскую неделю» и «Могилёвские ведомости». 

13 декабря стало известно о факте принудительной подписки на ОАО 
«Кричевцементошифер». Соответствующий документ передали журналистам 
независимой газеты «Вольны горад» сотрудники предприятия. «Организовать подписку 
на контролируемые периодические издания на 1 полугодие 2016 года до 10 декабря 
2015 г.» предписала администрация предприятия начальникам подразделений: 7 
экземпляров «Знамени юности», 2 экземпляра «Звязды», 37 – «Советской Белоруссии», 
2 – «Рэспублікі», 2 – «Народной газеты», 8 – «Магілёўскіх ведамасцяў» и 75 
экземпляров районной газеты «Крычаўскае жыццё». Под распоряжением стояла 
подпись заместителя гендиректора ОАО «Кричевцементошифер» по идеологической 
работе, кадрам и социальным вопросам Жанны Кустрей. 

30 декабря законом «О республиканском бюджете на 2016 год» было 
предусмотрено выделение 900 120 843 тыс. руб. (около 45 млн евро) на 
финансирование государственных СМИ. В том числе, на телевидение и радиовещание 
– 734 815 075 тыс. руб. (около 36,6 млн евро), на периодическую печать и издательства 
– 69 154 793 тыс. руб. (около 3,5 млн евро), на «другие вопросы в области СМИ» – 96 
150 975 тыс. руб. (4,7 млн. евро). Финансирование было выделено на внеконкурсной 
основе в соответствии с перечнем изданий, утвержденным правительством. 
 

10. Ограничения свободы деятельности в Интернете  
 

В 2015 г. Министерство информации стало инициировать ограничение доступа к 
интернет-ресурсам в соответствии с вступившими в силу изменениями, внесенными в 
Закон о средствах массовой информации в 2014 г. В течение года осуществлялась 
блокировка 40 информационных интернет-ресурсов (Министерство информации 
также упоминало о 41 заблокированном сайте). Из них, по официальной информации, 
18 информационных ресурсов были заблокированы за распространение информации, 
направленной на реализацию наркотических средств, 2 – за табуированную лексику, 5 
– за ненадлежащую рекламу лекарственных средств, 1 – за пропаганду детской 
порнографии, 1 – за распространение информации, которая может нанести вред 
национальным интересам, 2 – за рекламу алкогольных напитков, 11 – за 
распространение экстремистских материалов. К 4 ресурсам доступ был 
восстановлен. 

Помимо этого, независимые новостные сайты подвергались DDoS-атакам и 
попыткам взлома. 



СМИ в Беларуси 2015 
 

 36 

22 января Министерство информации сообщило об ограничении доступа к двум 
информационным ресурсам, которые «содержат вульгарную и табуированной лексику 
и способны нанести ущерб национальным интересам Республики Беларусь». 
Чиновники отказались сообщить названия сайтов. В тот же день журналисты выяснили, 
что это так называемые «мусорные» сайты с зеркально доменными именами yahooeu.by 
и yah.by, не являющиеся полноценными информационными ресурсами. 

29 января ОО «БАЖ» получила ответы из Управления МВД по раскрытию 
преступлений в сфере высоких технологий (управление «К») и Оперативно-
аналитического центра при Президенте РБ (ОАЦ) на обращение по поводу 
блокирования ряда интернет-сайтов. Первый заместитель начальника ОАЦ Владимир 
Рябоволов сообщил, что «ОАЦ мер по ограничению доступа к указанным в обращении 
интернет-ресурсам не принималось». Управление «К», в свою очередь, сообщило, что 
провело проверку по обращению. «По информации РУП «Белтелеком», каких-либо 
ограничений на доступность указанных ресурсов в сети передачи данных РУП 
«Белтелеком» не установлено», – написал заместитель начальника Управления Н. 
Лысенко. Ранее, 22 декабря 2014 года, ОО «БАЖ» направила в Генпрокуратуру РБ, 
Управление «К» и ОАЦ при Президенте официальные письма. Организация призвала 
эти ведомства провести проверку незаконного блокирования ряда сайтов 
(belapan.com, belapan.by, naviny.by, belaruspartisan.org, udf.by, 21.by, gazetaby.com, 
zautra.by, charter97.org.), определить лиц, виновных в нарушении законодательства, и 
привлечь их к ответственности в соответствии с законом. 

11 февраля Министерство связи и информатизации в официальном ответе на 
запрос ОО «БАЖ» сообщило, что не принимало мер по ограничению доступа к 
независимым интернет-изданиям (belapan.com, belapan.by, naviny.by, belaruspartisan.org, 
udf.by, 21.by, gazetaby.com, zautra.by, charter97.org.) в конце декабря 2014 г. Первый 
заместитель министра связи и информатизации Дмитрий Шедко сообщил, что порядок 
ограничения доступа пользователей к отдельным интернет-ресурсам определен 
специальным Положением, утвержденным совместным постановлением ОАЦ и 
Минсвязи. Согласно положению, список ограниченного доступа формируется в РУП 
«БелГИЭ». Таким образом, ни один из государственных органов не взял на себя 
ответственность за блокирование ряда независимых интернет-сайтов в период с 19 по 
22 декабря 2014 г. 

17 марта Министерство информации сообщило, что с 13 марта ограничило 
доступ к пяти информационным ресурсам. Решение было принято с целью выполнения 
Декрета Президента РБ № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному 
обороту наркотиков» от 28.12.2014 г. Названия заблокированных ресурсов не 
сообщались. 

15 мая редакции нескольких сайтов сообщили, что получили от Министерства 
информации официальные письма за подписью министра Лилии Ананич о выявленных 
на ресурсах «нарушениях законодательства о СМИ». В письмах запрашивались 
сведения о владельцах сайтов и подчеркивалось, что Мининформ может заблокировать 
ресурс, если владельцу вынесено два и более предупреждений, если он не исправляет 
выявленные нарушения или если распространяет запрещенную законодательством 
информацию (п.1 ст. 51 закона «О СМИ»). В частности, такие письма получили 
редакции сайтов: freeregion.info («Свободный регион»), racyja.com («Беларускае Радыё 
Рацыя»), tuzin.fm (музыкальный портал «Тузін Гітоў»), ucpb.org (сайт сторонников 
Объединенной Гражданской партии) и интернет-журнал kyky.org.  

15 июня Министерство информации ограничило доступ к сайту kyky.org, 
ссылаясь на ст. 38 закона «О СМИ» – за размещение информации, распространение 
которой может нанести вред национальным интересам Республики Беларусь. «В ряде 



CМИ в Беларуси 2015 

 37 

публикаций, размещенных на этом информационном ресурсе, содержатся 
уничижительные высказывания в отношении государственного праздника Республики 
Беларусь – Дня Победы, граждан страны, в нем участвующих, оспаривается значимость 
данного события в истории государства, тем самым искажается историческая правда о 
Великой Отечественной войне. Также в материалах на сайте kyky.org присутствует 
табуированная лексика, пренебрежительные, а порой и оскорбительные высказывания в 
адрес представителей определенных социальных групп, национальностей и 
религиозных конфессий», – сообщило министерство. 22 июня представители редакции 
заблокированного сайта kyky.org по инициативе министерства встретились с первым 
заместителем министра информации Игорем Луцким и юристом ведомства, которые 
посоветовали редакции повнимательнее следить за употребляемой на сайте лексикой. 
23 июня – на шестой день блокирования – ограничение доступа к сайту было снято 
после удаления спорных публикаций.  

13 июля стало известно, что в Новополоцке милиция ищет владельца сайта 
freeregion.info и доказательства того, что им является общественный активист Вадим 
Дроздов, который уже несколько лет живет за рубежом. 18 июня лейтенант милиции 
Рафалович опросил соседей Дроздова, 1 июля в Новополоцкий ГОВД вызывали его 
мать. Расспрашивали, где живет Вадим, когда он приезжает в Беларусь и т. д. По 
информации редакции freeregion.info, были направлены запросы некоторым 
провайдерам, а также в компанию «Велком» – с целью узнать, на кого зарегистрирован 
указанный на сайте номер обратной связи. Перед этим, 12 мая, редакция получила 
письмо из Миниформа с требованием сообщить сведения о юридическом либо 
физическом лице владельца сайта, а также его юридический адрес или место 
жительства. В письме за подписью Лилии Ананич говорилось о выявленных на сайте 
«нарушениях законодательства о СМИ» и о возможности вынесения письменного 
предупреждения владельцу или блокирования ресурса. 

21 августа Министерство информации сообщило, что 19 августа на основании 
решения суда Центрального района г. Минска им было принято решение об 
ограничении доступа к двум интернет-ресурсам в связи с наличием в опубликованных 
материалах «признаков проявления экстремизма в части разжигания расовой, 
социальной и религиозной вражды». Названия этих ресурсов не указывались. 

23 сентября сайт кампании наблюдения за президентскими выборами «Право 
выбора-2015» пытались взломать хакеры. Об этом сообщил один из координаторов 
кампании Денис Садовский. Около 13-и часов была попытка DDоS-атаки с большого 
количества IP-адресов. Из какой страны шла атака, вычислить не удалось. Через два 
часа кто-то пытался подобрать пароли для входа на сайт. Координаторы кампании 
«Право выбора-2015» связывают попытку DDоS-атаки на их сайт с желанием помешать 
независимому наблюдению за избирательной кампанией и ее информационному 
сопровождению.  

3 октября приблизительно в 12 часов начались массированные DDoS-атаки на 
сайты негосударственного информагентства БелаПАН. В результате сайты naviny.by и 
belapan.by оказались недоступными для пользователей; с 5 октября они начали 
работать, но с перебоями. 5 октября информационная компания БелаПАН выступила с 
заявлением по поводу DDoS-атак, в котором они связывались с публикацией в 
интернет-газете Naviny.by статей о религиозно-политической акции «Молитва за 
Беларусь». В статьях критиковались методы организации упомянутой акции, 
подавались мнения студентов, которые «по разнарядке» пришли на мероприятие с 
участием руководителя государства. 5 октября ОО «БАЖ» также распространило 
заявление по поводу атаки на сайты БелаПАН, рассматривая ее «как попытку наказать 
Belapan.com i Naviny.by за выполнение профессиональных обязанностей» и «грубое 
вмешательство в работу независимых медиа» во время электоральной кампании. 

http://baj.by/be/content/belapan-vystupiu-z-zayavay-i-budze-dublyavac-naviny-na-facebook-staroncy
http://baj.by/be/content/belapan-vystupiu-z-zayavay-i-budze-dublyavac-naviny-na-facebook-staroncy


СМИ в Беларуси 2015 
 

 38 

Журналистская организация призвала прекратить любые атаки на независимые медиа, 
чтобы обеспечить конституционное право граждан получать информацию из разных 
источников. 

12 октября – в ночь после выборов – от 1.20 до 1.35 были недоступны 
независимые информационные сайты nn.by, charter97.org, belaruspartisan.org, naviny.by, 
euroradio.fm. В 1.35 доступ к ним восстановился. 

 

http://baj.by/be/content/zayava-ga-bazh-z-nagody-ataki-na-sayty-belapan
http://baj.by/be/content/nochchu-znikau-dostup-da-sheragu-saytau
http://baj.by/be/content/nochchu-znikau-dostup-da-sheragu-saytau

	Предупреждения, административное давление …………………
	Усиление судебного преследования журналистов за сотрудничество с иностранными СМИ
	Задержания журналистов
	Предупреждения печатным СМИ
	Проблемы с распространением независимых газет
	Бюджетное финансирование государственных СМИ
	Ограничения свободы деятельности в Интернете
	1. Судебные дела (кроме административного преследования)
	2. Задержания журналистов, судебное административное преследование
	3. Изъятие и повреждения техники, конфискация
	4. Угрозы и насилие в адрес журналистов и СМИ
	5. Предупреждения, административное давление
	6. Нарушения, связанные с доступом к информации
	7. Другие формы давления и нарушения прав журналистов
	8. Препятствия в печати и распространении продукции СМИ
	9. Экономическая политика государства в сфере СМИ
	10. Ограничения свободы деятельности в Интернете

