
Общественное объединение 
“Белорусская ассоциация журналистов” 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СМИ в Беларуси 

 
2014 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 
2015 



СМИ в Беларуси 2014 

 

 2 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

НАРУШЕНИЯ СВОБОДЫ ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЯ 

В БЕЛАРУСИ В 2014 г. (обзор) ……...….………………………... 

 

3 

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ………………………. 6 

НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ, 

КОНФЛИКТЫ В СФЕРЕ СМИ ………………...……………...…….... 

 

9 

Судебные дела (кроме административного преследования) .. 9 

Задержания журналистов, судебное административное 

преследование ……………………………………………………………….…. 

 

13 

Изъятие техники, повреждения, конфискация .………………….. 22 

Угрозы в адрес журналистов и СМИ ………………………………….. 22 

Предупреждения, административное давление ………………… 23 

Нарушения, связанные с доступом к информации 

(отказы в предоставлении информации, ограничительное 

использование института аккредитации) ……………….……….… 

 
 
25 

Другие формы давления и нарушения прав журналистов ….. 30 

Препятствия в печати и распространении продукции СМИ …. 32 

Ограничения свободы деятельности в Интернете ……………… 34 

 



CМИ в Беларуси 2014 

 3 

НАРУШЕНИЯ СВОБОДЫ ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЯ 

В БЕЛАРУСИ В 2014 г. (обзор) 

 

В 2014 г. в Беларуси власти сохранили вектор на значительное ограничение 

свободы слова, применяя для этого как законодательные ограничения, так и новые 

методы давления на СМИ и журналистов.  

Правовое регулирование в сфере выражения мнения стало еще более жестким в 

результате экстренного внесения в декабре 2014 г. поправок в и без того 

недемократический закон «О средствах массовой информации».  

Эти поправки: 

 ухудшили условия деятельности традиционных медиа; 

 усилили контроль над распространителями средств массовой информации (от 

их регистрации в министерстве информации до возможности применения к ним 

санкций вплоть до запрета распространять СМИ); 

 возложили на владельцев новостных сайтов ответственность за размещаемое 

на их ресурсах содержание; 

 дали возможность министерству информации во внесудебном порядке 

блокировать Интернет-ресурсы даже за однократное нарушение (по мнению 

министерства) законодательства о СМИ.  

Общую оценку дополнений и изменений в Закон о СМИ дала Представитель 

ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович в обращении к белорусским властям: 

«Эти поправки основаны на неопределенно сформулированных правовых положениях 

и дают государству широкие права для вмешательства в размещение любой 

информации в интернете. Они также заставляют распространителей информации 

задействовать самоцензуру». 

В правоприменительной практике в сфере СМИ долгое время сохранялись 

тенденции, проявившиеся еще в конце 2012 г. Она оставалась крайне неблагоприятной 

для журналистской деятельности, однако репрессий в отношении журналистов и медиа 

(закрытие СМИ, возбуждение уголовных дел против журналистов и т.п.) не было. 

Основными проблемами оставались: 

 разрешительный порядок регистрации СМИ (по официальным данным с 2010 

г. по 2011 г. Министерство информации 105 раз отказала учредителям СМИ в 

регистрации); 

 задержания журналистов представителями силовых структур; 

 препятствование деятельности журналистов, сотрудничающих с 

иностранными медиа; 

 ограничение доступа журналистов к информации; 

 экономическая дискриминация независимых СМИ. 

Ситуация начала обостряться в апреле 2014 года. Тогда в отношении репортеров, 

чьи имена и материалы появлялись в иностранных СМИ, власти впервые стали 

использовать статью 22.9 Кодекса об административных правонарушениях, 

устанавливающую ответственность за «незаконное изготовление и распространение 

продукции СМИ». К незаконному изготовлению продукции СМИ милиция и суды 

приравняли подготовку материалов для зарубежных медиа белорусскими 



СМИ в Беларуси 2014 

 

 4 

журналистами, не имеющими аккредитации Министерства иностранных дел. Трижды 

за год привлекался к административной ответственности в виде штрафа гродненский 

журналист Андрей Мелешко, дважды — Алесь Залевский. Размещение журналистского 

материала на сайте «Немецкая волна» для могилевского журналиста Александра 

Буракова закончилось судебными слушаниями, вызовами в налоговую инспекцию, 

«осмотрами» (фактически обысками) в квартирах журналиста и его родителей, 

изъятием компьютеров, флэшек, системных блоков. Обыски происходили в день визита 

в Беларусь представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуни Миятович. 

Журналиста обвинили в работе без аккредитации; позднее он был оштрафован судом. 

Всего с апреля по обвинению в работе в интересах иностранных СМИ без 

аккредитации в Беларуси было возбуждено 14 административных дел, 11 из которых 

завершились для журналистов штрафами (три дела были прекращены в связи с 

истечением сроков давности). Во всех случаях основанием для привлечения к 

ответственности стало не содержание журналистских материалов, а сам факт 

размещения их в иностранных СМИ. 

Среди позитивных изменений в 2014 г. можно отметить некоторое уменьшение 

случаев задержания журналистов. БАЖ зафиксировал 29 таких случаев, в то время как 

в 2013 г. произошло около 50 задержаний журналистов в связи с исполнением ими 

служебных обязанностей, а пик задержаний пришелся на послевыборный и кризисный 

2011 г., в течение которого задерживались 160 журналистов. 

Не задерживались, однако были привлечены к ответственности постфактум 

витебские журналисты и активисты БАЖ. 5 ноября в поддержку кампании о 

Всемирный День «Станем за журналистику», инициированной Европейской федерации 

журналистов, они сфотографировались на фоне старого здания с известным городским 

граффити — изображением клеток из которых вылетают сделанные из газеты птицы. 

Фотографии были размещены на сайтах. Это и стало основанием для репрессий. Семь 

участников фотосессии прошли через суды и были оштрафованы по обвинению в 

участии в несанкционированной акции.  

По такому же обвинению был оштрафован гродненский журналист Михаил 

Карневич,  аккредитованный в Беларуси корреспондент «Радио Свобода», который 

вел репортаж с акции, посвященной памяти народного героя Беларуси Кастуся 

Калиновского. В протоколе милиции содержится формулировка: «Находился рядом с 

памятником и передвигался в составе организованной группы».  

Общая сумма штрафов, взысканных с журналистов и распространителей 

печатной продукции в течение года, достигла 105 миллионов рублей (около $10 000). В 

том числе с журналистов, сотрудничающих с иностранными СМИ, взыскали 52 млн 

050 тыс. рублей, с журналистов, обвиненных в "участии в несанкционированных 

мероприятиях"  21 млн 450 тыс рублей, а с распространителей печатной продукции  

25 млн. 500 тыс. рублей 

В 2014 г. было возбуждено несколько уголовных дел, связанных со свободой 

выражения мнения.  

В феврале стало известно о возбуждении прокуратурой Бобруйска уголовного 

дела по факту оскорбления представителей власти в персональном блоге Олега 

Желнова (ст. 369 Уголовного кодекса Республики Беларусь). В сообщении УВД 

Могилевского облисполкома говорилось, что на протяжении 2012-2013 годов на 

персональном сайте «Блог Олега Желнова» был опубликован ряд оскорбительных 

материалов в отношении сотрудника милиции. Позднее против жены и сына блогера 

были возбуждены еще два уголовных дела. Сын блогера был осужден по статье 364 УК 

«Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов 



CМИ в Беларуси 2014 

 5 

внутренних дел» к трём годам исправительной колонии открытого типа и штрафу в 50 

миллионов рублей (на тот момент немногим менее 5 тыс. долларов). Международная 

организация «Репортеры без границ» высказала протест в связи с этим приговором: 

«Будучи неспособной заставить Олега Желнова (блогера, который занимается 

разоблачениями нарушений местных органов власти) замолчать, власть теперь 

сосредоточилась на его сыне… Мы сожалеем об этом решении, которое оставляет 

безнаказанной местную милицию, и обращаемся к суду с просьбой пересмотреть 

решение во время апелляции». «Репортеры» напомнили, что Беларусь является 157-й по 

счету из 180-и стран, присутствующих в составленном «Репортерами» Индексе 

свободы прессы за 2014 г. 

19 июня было возбуждено уголовное дело за оскорбление Президента Республики 

Беларусь (ч. 2 ст. 368 УК) в отношении 68-летней Екатерины Садовской. Основанием 

для этого стала ее запись в книге замечаний и предложений суда Советского района г. 

Минска. В записи Садовская высказала возмущение безосновательными арестами 

политических активистов накануне чемпионата мира по хоккею, употребив, по мнению 

следствия, «оскорбительные слова, словосочетания и фразы, содержащие 

унизительную неприличную оценку Президента Республики Беларусь». 

Наибольший общественный резонанс вызвало возбуждение в ноябре уголовного 

дела в отношении военного обозревателя газеты «Белорусы и рынок» Александра 

Алесина. Журналист был арестован 25 ноября и обвинен в измене государству (ст. 356 

УК) и установлении сотрудничества со специальной службой органов безопасности 

или разведывательным органом иностранного государства (ст. 356-1). 10 декабря одно 

из обвинений (в измене государству) было снято, и А. Алесин был отпущен под 

подписку о невыезде. 

Ухудшилась ситуация в Интернете, который все еще остается наиболее 

свободным сегментом информационного пространства в Беларуси. В результате 

внесения в декабре поправок в закон «О средствах массовой информации» 

министерство информации получило возможность во внесудебном порядке 

блокировать деятельность сайтов за размещение информации, запрещенной к 

распространению. При этом список «запрещенной к распространению информации» 

был расширен и сейчас включает в себя, среди прочего, информацию, распространение 

которой способно нанести вред интересам Республики Беларусь.  

Еще до вступления поправок в Закон о СМИ в силу в Беларуси были 

заблокированы более 10 информационных Интернет-ресурсов. Лишь в одном случае 

государство взяло на себя ответственность за это, обвинив портал onliner.by в 

нарушении правил интернет-торговли. Тем не менее, есть все основания считать, что 

блокирование сайтов была инициировано властями и, по всей вероятности, связано с 

резким скачком интереса белорусов к объективной информации в условиях валютного 

кризиса в стране. Также эксперты отмечают, что данное блокирование может быть 

своего рода тренировкой перед предстоящей в 2015 г. президентской кампанией. 

Таким образом, ситуация в сфере СМИ в Беларуси в конце 2014 г. ухудшилась. 

Связано это не только с ужесточением правоприменительной практики (имеющей 

цикличный характер в зависимости от электоральных кампаний и других общественно-

значимых событий, включая экономические кризисы), но и с системными изменениями 

законодательства в сторону усиления государственного контроля. Причем сфера этого 

контроля все более расширяется и распространяется не только на традиционные медиа, 

но и на Интернет, книгоиздание и распространение печатной продукции.  



СМИ в Беларуси 2014 

 

 6 

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 

 

21 августа было принято Постановление Совета Министров Республики 

Беларусь N 810 «Об экспертных комиссиях по оценке информационной продукции 

на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма». 

Этим документом были утверждены Положение о Республиканской экспертной 

комиссии по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в 

ней признаков проявления экстремизма и ее состав. Кроме того, было рекомендовано 

облисполкомам утвердить по согласованию с Республиканской экспертной комиссией 

положения о соответствующих областных экспертных комиссиях. В сентябре была 

cоздана Республиканская комиссия по оценке информационной продукции на предмет 

наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма при Министерстве 

информации. Такие же комиссии созданы при областных территориальных органах 

власти. Решение данных комиссий могут служить основанием для привлечения к 

ответственности и уничтожению информационных материалов, и, как следствие, для 

осуществления цензуры. 

20 декабря были внесены поправки в закон «О средствах массовой информации», 

путем принятия Закона Республики Беларусь №213-3 "О внесении дополнений и 

изменений в Закон Республики Беларусь "О средствах массовой информации". Эти 

поправки, принятые без какого-либо общественного обсуждения, существенно 

ужесточили государственный контроль над информационным пространством, в 

частности: 

 распространили административные полномочия Министерства информации 

(вплоть до применения санкций и закрытия медиа) на Интернет-ресурсы;  

 ухудшили условия деятельности традиционных медиа; 

 усилили контроль над распространителями средств массовой информации. 

Можно выделить следующие основные изменения в правовом регулировании 

СМИ: 

1. Действие Закона о СМИ, за исключением требований о государственной 

регистрации средств массовой информации, распространено на те «информационные 

ресурсы (их составные части), размещенные в глобальной компьютерной сети 

Интернет, посредством которых осуществляется распространение продукции 

средства массовой информации». При отсутствии определения, какие именно 

«информационные ресурсы (их составные части), размещенные в глобальной 

компьютерной сети Интернет», распространяют продукцию СМИ и попадают под 

действие закона, правоприменители по собственному усмотрению могут применять его 

нормы фактически к любыми Интернет-ресурсам, независимо даже от того, признаются 

ли они средствами массовой информации в странах нахождения (например, в России). 

2. В результате изменения определения телерадиовещания (сейчас речь идет о 

вещании теле- и радиопрограммы) требования, предъявляемые к вещателям, могут 

быть распространены и на Интернет-телевидение или радио.  

3. В закон введено понятие «владелец информационного ресурса (его составной 

части) в случае распространения продукции средства массовой информации 

посредством информационного ресурса (его составной части), размещенного в 

глобальной компьютерной сети Интернет». При этом владелец Интернет-ресурса 

рассматривается не как редакция СМИ, а как распространитель продукции СМИ. 

http://www.mininform.gov.by/uploads/folderForLinks/zakon-rb-o-vnesenii-dopolnenij-i-izmenenij-v-zakon-rb-o-smi.pdf
http://www.mininform.gov.by/uploads/folderForLinks/zakon-rb-o-vnesenii-dopolnenij-i-izmenenij-v-zakon-rb-o-smi.pdf


CМИ в Беларуси 2014 

 7 

4. На владельцев Интернет-ресурсов распространена обязанность публикации 

опровержений. Для опубликования опровержения и удаления опровергаемых 

материалов установлен однодневный срок.  

5. Владелец Интернет-ресурса обязан не допускать использование этого ресурса 

для распространения информации, содержание которой противоречит требованиям 

Закона о СМИ (т.е. отслеживать комментарии). Таким образом, становится возможным 

привлекать к ответственности вплоть до блокирования Интернет-ресурсов. (Это 

противоречит положениям п. 12 Указа № 60 Президента Республики Беларусь, в 

соответствии с которым ответственность за содержание информации, размещаемой 

(передаваемой) в национальном сегменте сети Интернет, несут лица, разместившие 

(передавшие) эту информацию). При этом в Законе четко не указано, в какие сроки и 

какие действия должен совершить владелец Интернет-ресурса во избежание 

ответственности за размещенный комментарий, что предоставляет правоприменителям 

широкие возможности для использования своих полномочий.  

6. Министерство информации получило право выносить предупреждения 

владельцам Интернет-ресурсов и другим распространителям продукции СМИ на тех же 

основаниях, что и редакции СМИ. 

7. Закон дополнен ст. 51-1 «Ограничение доступа к продукции средств массовой 

информации, распространяемой посредством информационного ресурса (его составной 

части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет» о блокировании 

Интернет-ресурсов. Из этой статьи следует, что блокирование осуществляется 

Министерством информации во внесудебном порядке в течение трехмесячного срока 

после размещения материала, о возможности судебного обжалования блокирования 

ничего не говорится. Помимо Министерства информации, требования об устранении 

нарушений законодательства о СМИ могут предъявлять и другие государственные 

органы. Блокироваться могут не только Интернет-ресурсы белорусского сегмента 

Интернета, но и сайты, находящиеся за его пределами. Блокирование возможно даже за 

однократное нарушение.  

8. Неопределенно расширен перечень информации, запрещенной к 

распространению в СМИ, – в него добавлена «…информация, распространение 

которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь». Этот 

перечень является основанием для применения к СМИ санкций, вплоть до закрытия, а 

также для блокирования Интернет-ресурсов.  

9. Доля иностранного участия в уставном фонде СМИ уменьшена с 30% до 20%. 

Это положение не касается тех редакций СМИ, которые были зарегистрированы до 

внесения поправок в Закон о СМИ  

10. Закон вводит Государственные реестры распространителей печатных СМИ и 

распространителей продукции телевизионных и радиовещательных СМИ и применение 

к распространителям санкций, указанных в Законе о СМИ (вплоть до лишения права 

распространять СМИ). 

11. Увеличен срок приостановления выпуска СМИ Министерством информации с 

3 до 6 месяцев.  

12. Увеличен срок, в течение которого Министерство информации может 

предъявить иск о прекращении выпуска СМИ. Если раньше судебное решение о 

прекращении выпуска СМИ могло быть принято не позднее, чем в трехмесячный срок 

со дня вынесения второго в течение года предупреждения редакции либо учредителю 

печатного СМИ (либо однократного нарушения положений закона 

телерадиовещательными СМИ и т.п.), то сейчас иск о прекращении выпуска СМИ 



СМИ в Беларуси 2014 

 

 8 

может быть предъявлен не позднее шести месяцев со дня возникновения оснований для 

этого.  

Общую оценку дополнений и изменений в Закон о СМИ дала Представитель 

ОБСЕ Дуня Миятович: «Эти поправки основаны на неопределенно сформулированных 

правовых положениях и дают государству широкие права для вмешательства в 

размещение любой информации в Интернете. Они также заставляют 

распространителей информации задействовать самоцензуру». 

28 декабря был подписан Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О 

неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». 

Среди прочего он затрагивает деятельность информационных ресурсов, которые в 

соответствии с новой редакцией Закона о средствах массовой информации, могут быть 

отнесены к СМИ. Положения Декрета содержат следующие нововведения, 

мотивированные необходимостью противодействия незаконному обороту наркотиков, 

которые несут в себе угрозы как свободному распространению информации, так и 

свободному доступу к ней:  

1. Обязанность владельцев Интернет-ресурсов отслеживать контент.  

2. Ограничение доступа к информационным ресурсам, содержащим сообщения и 

(или) материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, по инициативе 

Министерства внутренних дел, которое направляет письменное уведомление 

Министерству информации, которое, в свою очередь, должно принять 

соответствующее решение обязательное для всех поставщиков Интернет-услуг на 

территории Республики Беларусь  

3. Административная ответственность владельцев информационных ресурсов за 

неисполнение владельцами Интернет-ресурсов уведомлений Министерства 

информации о необходимости удаления сообщений и (или) материалов, направленных 

на незаконный оборот наркотиков. В качестве санкции предусматривается наложение 

штрафа на физическое лицо в размере от пяти до двадцати базовых величин, на 

индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на 

юридическое лицо – до ста базовых величин.  

4. Тотальный контроль над посетителями Интернет-ресурсов: с 1 января 2016 г. 

поставщики Интернет-услуг обязаны обеспечивать формирование и хранение 

актуальных сведений о посещаемых пользователями Интернет-услуг информационных 

ресурсах в порядке, определяемом Министерством связи и информатизации. 

Невыполнение этих обязанностей влечет административную ответственность в виде 

штрафа (в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин для физического лица; 

от пятидесяти до ста базовых величин для индивидуального предпринимателя, до 

двухсот базовых величин для юридического лица).  



CМИ в Беларуси 2014 

 9 

НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ, 

КОНФЛИКТЫ В СФЕРЕ СМИ 

 

Судебные дела (кроме административного преследования) 

1.1 Уголовные дела 

 

7 февраля прокуратура г. Бобруйска возбудила уголовное дело по ст. 369 

("Публичное оскорбление представителя власти в связи с исполнением им служебных 

обязанностей"). В сообщении УВД Могилевского облисполкома говорится, что в 

течение 2012-2013 годов на персональном сайте "Блог Олега Желнова" и других 

интернет-ресурсах был опубликован ряд оскорбительных материалов в отношении 

сотрудника милиции. Дело возбуждено в отношении неустановленного лица. Сам О. 

Желнов расценил факт возбуждения уголовного дела как давление на него за 

блогерскую активность.  

5 мая против Олега Желнова было возбуждено уголовное дело по статье 340 

Уголовного кодекса ("Заведомо ложное сообщение об опасности"). Основанием для 

возбуждения уголовного дела стал эпизод, произошедший 4 февраля 2014 г. Тогда О. 

Желнов шел на прием в Управление внутренних дел и по требованию сотрудника 

милиции был вынужден сдать в камеру хранения все свои вещи. Ироничное замечание 

блогера, что брелок автосигнализации может взорваться, если нагреть его до 

определенной температуры, было расценено сотрудником УВД как «заведомо ложное 

сообщение о готовящемся взрыве».  

23 мая в квартире О. Желнова в рамках указанного уголовного дела был проведен 

обыск, в результате которого у блогера изъяли практически все электронные носители 

информации: нетбук, мобильный телефон, видеорегистратор, четыре жесткие диски, 

разные карты памяти - всего 12 наименований.  

Впоследствии дело было прекращено Межрайонным отделом Бобруйского 

Следственного комитета. (См. также Задержания журналистов, судебное 

административное преследование).  

18 июля суд г. Бобруйска признал 25-летнего Алексея Желнова, сына Олега 

Желнова, виновным в нарушении ст. 364 Уголовного кодекса («Насилие либо угроза 

применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел») и осудил его 

на 3 года исправительной колонии открытого типа. Также Желнов-младший должен 

выплатить 50 млн. рублей (около 3,5 тыс. евро) компенсации морального вреда.  

Уголовное дело было возбуждено в январе 2014 г. Алексея Желнова обвинили в 

том, что 4 сентября 2013 г., когда его вместе с отцом задерживали сотрудники ГАИ 

УВД Бобруйского горисполкома (по мнению правозащитников  незаконно), он 

причинил легкие телесные повреждения капитану милиции Александру Бутовскому 

(якобы ударил его па голове).  

4 сентября 2013 г. блогер Олег Желнов вместе со своим сыном Алексеем случайно 

стал свидетелем нарушения правил дорожного движения работниками милиции – 

неправильной парковки на тротуаре. Он зафиксировал этот факт на видеокамеру и 

обратился с заявлением к сотрудникам ГАИ, которые находились рядом. В итоге 

нарушение правил дорожного движения работниками ГАИ не было зафиксировано, а 

отца и сына Желновых задержали.  



СМИ в Беларуси 2014 

 

 10 

Международная организация «Репортеры без границ» высказала протест в связи 

с этим приговором Бобруйского суда. «Не имея возможности заставить Олега 

Желнова (блогера, который занимается разоблачением нарушений местных органов 

власти) замолчать, власти сконцентрировались на его сыне»,  заметила Ехан Бир, 

руководитель бюро «Репортеров без границ» в странах Средней Азии и Восточной 

Европы. «Мы сожалеем об этом решении, которое оставляет безнаказанной местную 

милицию, и обращаемся к суду пересмотреть решение во время апелляции». Тем не 

менее, кассационная и надзорные инстанции оставили приговор в отношении сына 

блогера в силе. 

19 июня в отношении 68-летней общественной активистки Екатерины Садовской 

было заведено уголовное дело за "оскорбление Президента Республики Беларусь" (ч. 2 

ст. 368 Уголовного кодекса). Основанием для уголовного преследования стала запись, 

которую Е. Садовская оставила 28 апреля 2014 г. в книге замечаний Советского 

райсуда Минска о необоснованных задержаниях гражданских активистов во время 

проведения чемпионата мира по хоккею в Минске. По мнению следствия, в записи 

содержались "в отношении Президента Республики Беларусь оскорбительные 

выражения и заведомо ложные, позорящие, соединенные с обвинением в совершении 

тяжелых и особо тяжелых преступлений сведения". Ч. 2 ст. 368 УК предусматривает 

наказание в виде штрафа либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо 

ограничения свободы на срок до 2 лет, либо лишения свободы на тот же срок. 

Дело против Е.Садовской было прекращено в июле 2014 г. Садовская признала 

свою вину и попала под действие закона об амнистии еще до суда. 

В 2006 г. Е. Садовская уже была признана виновной в нарушении ч. 2 ст. 368 УК 

РБ. Тогда оскорбление президента заключалось, по мнению суда, в том, что Садовская 

требовала провести психиатрическую экспертизу руководителя государства. Ее 

также признали виновной по ст. 389 («Угроза в отношении судьи либо судебного 

заседателя») и ст. 391 («Оскорбление судьи либо судебного заседателя»). Ленинский 

райсуд Минска приговорил Е. Садовскую к двум годам колонии. Ее условно-досрочно 

освободили в мае 2007 г. "за образцовое поведение". 

9 сентября стало известно, что житель Гродно заплатил 3 млн. рублей в качестве 

компенсации морального вреда за оскорбление сотрудника таможни. Поводом для 

возбуждения уголовного дела против него стал интернет-комментарий. Согласно 

сообщению пресс-службы таможенного комитета РБ, 24 июня блог Гродно S.13.ru 

перепечатал с сайта Оnliner.by статью "Конфликт на границе: гродненец возвращался с 

польской Ikea с покупками и считает, что таможенники незаконно взяли с него деньги". 

Под публикацией автор под ником Yunek оставил комментарий, в котором упомянул 

начальника отдела таможенного оформления и контроля Таможенного поста № 2 

Брузги. Этот сотрудник таможни обратился в правоохранительные органы, и в ходе 

расследования Октябрьский РОВД г. Гродно установил личность автора комментария.  

4 августа Октябрьский районный суд Гродно принял заявление о возбуждении 

уголовного дела по ст. 189 УК «Оскорбление». В ходе судебного разбирательства автор 

комментария признал свою вину. Он выплатил 3 млн. рублей (деньги истец направил 

на благотворительные цели), а также публично извинился через городскую газету, 

после чего, 27 августа, уголовное дело против автора комментария было прекращено 

за примирением сторон. 

25 ноября в Минске сотрудники Комитета госбезопасности задержали 

обозревателя еженедельника "Белорусы и рынок" военного аналитика Александра 

Алесина и поместили в следственный изолятор КГБ. В тот же день в квартире 

журналиста был проведен обыск. Журналистское сообщество о задержании коллеги 

узнало 4 декабря. Пресс-служба КГБ отказывалась комментировать это задержание. 8 



CМИ в Беларуси 2014 

 11 

декабря родственники Александра Алесина со ссылкой на КГБ сообщили, что ему 

было предъявлено обвинение в измене государству (ст. 356 Уголовного кодекса) и 

установления сотрудничества со специальной службой органов безопасности или 

разведывательным органам зарубежного государства (ст. 356-1 УК). Родственники 

сообщили также, что А. Алесин не являлся основным подозреваемым (основной 

фигурант – неназванный зарубежный дипломат). 10 декабря А. Алесина освободили 

под подписку о невыезде в связи с резким ухудшением состояния здоровья. Обвинение 

в измене государству с него сняли и теперь обвиняют только в сотрудничестве с 

зарубежной спецслужбой.  

 

1.2 Гражданские дела 

 

8 января журналисты кричевской малотиражной газеты "Вольны горад" 

получили копию постановления президиума Могилевского областного суда, в которой 

сообщалось, что решение суда Кричевского района по иску коммунального 

предприятия "Чериковская передвижная механизированная колона №280" против 

"Вольнага горада" отменено, а производство по делу прекращено, поскольку дела о 

защите деловой репутации в сфере хозяйственной деятельности неподведомственны 

общим судам.  

17 июня 2013 г. Кричевский районный суд признал распространенные в газете 

(№4 от 3 февраля 2013 г.) в статье "Крепостные" сведения относительно КУП 

"Чериковская ПМК №280" не соответствующими действительности и обязал издание 

опубликовать опровержение. 

21 января суд Фрунзенского района Минска отказал владельцу торговой сети 

"Евроопт" (ООО "Евроторг") в удовлетворении иска о защите деловой репутации. 

Соответчиками в этом судебном процессе выступали несколько белорусских 

медиаресурсов и журналистов, а также председатель Минского столичного союза 

предпринимателей и работодателей Владимир Карягин, слова которого были 

распространены в СМИ. ООО "Евроторг" требовало от ответчиков опровергнуть 

высказывания В.Карягина во время заседания круглого стола по проблеме рейдерских 

захватов предприятий 24 июня 2013 г.  

В числе соответчиков по данному делу проходили интернет-портал TUT.by, 

интернет-газета "Ежедневник", а также журналисты Дмитрий Заяц и Сергей Сацук, 

которые готовили публикации по итогам круглого стола. 

27 января коллегия Верховного суда Республики Беларусь отклонила иск 

директора частного торгового предприятия "БЕЛСАТ плюс" Андрея Белякова к 

польской компании Telewizja Polska (SA TVP)  учредителя телеканала "Белсат ТВ". 

Истец утверждал, что телеканал "Белсат" незаконно использует товарный знак, и 

требовал, чтобы спутник "Astra" прекратил трансляцию сигнала "Белсат ТВ". Суд 

решил, что А.Беляков не представил доказательств нарушения исключительного права 

на товарный знак "Белсат" на территории Беларуси.  

21 июня официальный представитель телеканала "Белсат" в Беларуси Михась 

Янчук получил уведомление о том, что заместитель председателя Верховного суда 

Александр Федорцов внес протест в Президиум Верховного суда на это решение 

коллегии. 

24 июня Президиум Верховного суда рассмотрел протест с участием сторон дела. 

Андрей Беляков утверждал, что его компания "БЕЛСАТплюс", которая занимается 

продажей оснащения для приёма спутникового и кабельного телевидения, якобы несет 



СМИ в Беларуси 2014 

 

 12 

потери из-за созвучности с названием телеканала. Михаил Янчук, в свою очередь, 

утверждал, что название и логотип телеканала "Белсат" зарегистрированы в Польше в 

2006 году и права А.Белякова не могут быть нарушены. Президиум ВС в итоге принял 

решение об отмене судебного решения от 27 января и направлении дела на новое 

рассмотрение в связи с якобы недостаточным изучением доказательств по делу.  

4 сентября судебная коллегия по интеллектуальной собственности Верховного 

суда закончила повторное рассмотрение дела. На этот раз судебная коллегия под 

председательством Галины Глуховской стала на сторону истца. Верховный Суд 

запретил использование "Польским телевидением" названия "БЕЛСАТtv BELSAT" при 

трансляции на территорию Беларуси и на страницах сайта телеканала, доступных 

пользователям Байнета. Также суд постановил взыскать в пользу Андрея Белякова 9 

млн. 998 тыс. 800 рублей (приблизительно 740 евро). Представители телеканала 

обращали внимание суда, что "Telewizja Polska S.A" не ведет никакой хозяйственной 

деятельности на территории Беларуси и таким образом не может нарушать авторские 

права А. Белякова. Руководство телеканала назвало решение Верховного Суда 

Беларуси политически мотивированным.  

4 февраля в Ленинском районном суде г. Гродно прошло слушание по иску о 

защите чести и достоинства против журналистов государственного телеканала "Гродно 

плюс". Иск в суд направила мать гродненского фотожурналиста Алексея Салея Ирина 

Салей. Поводом стал вышедший в декабре 2013 г. видеосюжет о задержании 

сотрудниками милиции подозреваемого в изнасиловании. После демонстрации 

момента задержания крупным планом был показан плакат с фотографией её сына. 

Таким образом, в контексте у зрителей складывалось впечатление, что задержан 

именно Алексей Салей. Ирина Салей назвала сюжет провокацией и потребовала от 

журналистов областного гостелеканала компенсации морального вреда.  

Видеооператор Сергей Печерица и автор сюжета Галина Давыдик утверждали, 

что фото А. Салея попало в видеоряд случайно - съемка делалась в коридоре отделения 

милиции, где на стене висел плакат "Их разыскивает милиция". После того, как 

журналисты и представитель телеканала признали свою ошибку и высказали 

готовность принести извинения, И.Салей отказалась от своих исковых требований. 

Независимый фотожурналист, член ОО "БАЖ" Алексей Салей официально 

находится в розыске. Его неоднократно преследовали за профессиональную 

деятельность, а в мае 2011 г. против него было возбуждено уголовное дело якобы за 

изготовление и распространение порнографических материалов. После этого 

журналист уехал из Беларуси. 

10 марта районный суд г. Горки (Могилевская область) начал рассмотрение иска 

председателя Горецкой районной организации Белорусского общества инвалидов (ОО 

«БелОИ») Тамары Колтуновой к редакции местной независимой газеты "УзГорак", 

информационной компании БелаПАН и ее журналиста Владимира Лапцевича. Истец 

считал, что перепечатанные "УзГоркам" материалы БелаПАН с открытых заседаний 

суда 2013 г. о другом деле с участием Т.Колтуновой содержат клеветнические 

сведения, и требовал взыскать с редакции 50 млн. рублей. (В 2013 г. корреспондент 

БелаПАН В.Лапцевич освещал судебный процесс между Т. Колтуновой и членами 

районной организации общества инвалидов, которых она также обвиняла в клевете). 

18 декабря суд Горецкого района постановил взыскать с издателя независимой 

региональной газеты "УзГорак", информационного агентства БелаПАН и его 

журналиста Владимира Лапцевича в солидарном порядке 6 млн рублей в качестве 

компенсации морального вреда председателю Горецкой районной организации БЕЛТИ 

(товарищество инвалидов) Тамары Колтуновой. Ответчики также обязаны оплатить 

судебные расходы, которые понесла истица. На судебное заседание ни сама Т. 



CМИ в Беларуси 2014 

 13 

Колтунова, ни ее защитник не явились. В суде выступили свидетели со стороны 

ответчиков, которые подтвердили, что размещенная в публикациях в перепечатанных 

"УзГоркам" материалах БелаПАН информация действительно точно передает их слова 

и мнения, высказанные на судебном процессе между членами районной организации 

товарищества инвалидов и председателем Горецкой районной организации БЕЛТИ 

Тамарой Колтуновой, который проходил в конце 2013 года. Несмотря на это, судья 

Яскевич пришел к выводу, что в журналистских материалах имело место оскорбление 

чести, достоинства и деловой репутации Т.Колтуновой.  

6 июня суд Ленинского района Бреста отклонил иск Сергей Иванюкович о защите 

чести и деловой репутации и разглашении врачебной тайны против независимого 

издания "Брестская газета". Истец требовал взыскать с редакции газеты и её 

журналистов Марты Мартынюк и Дмитрия Босака по 30 миллионов рублей. По просьбе 

заявителя судебный процесс слушался в закрытом режиме. В результате рассмотрения 

дела суд постановил отклонить иск. 

4 августа суд Брестской области отклонил кассационную жалобу истца. Как и в 

суде первой инстанции, слушание проходило в закрытом режиме, поэтому подробности 

судебного процесса не сообщаются. 

8 декабря Суд Кричевского района принял решение частично удовлетворить иск 

о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда 

начальника отдела идеологии, культуры и по делам молодежи Кричевского 

райисполкома Марины Максимовой к независимой региональной газете "Вольны 

горад", её издателю Владимиру Кудрявцеву, редактору Сергею Неровному и 

журналисту Николаю Гердию. Судья Елена Азаренко постановила взыскать с 

ответчиков компенсацию за нанесенный Марине Максимовой моральный ущерб в 

размере 7 млн рублей, а также расходы на госпошлину и представителя в суде - всего 4 

млн 50 тыс. рублей. Основанием для иска стала статья "Не в своем кресле?", 

размещенная 14 сентября 2014 г. на интернет-сайте газеты "Вольны горад" и в 

печатном номере издания. Она была посвящена тому, что отдел идеологии 

райисполкома и местная районная газета «Крычаўскае жыццё» не уделяют должного 

внимания последствиям обвала здания актового зала и столовой местной гимназии. 

Относительно М.Максимовой говорилось, что она в «идеологической работе 

разбирается, как известное животное в апельсинах». 

 

 

Задержания, судебное административное преследование 

журналистов 

 

20 января в Витебске главного редактора негосударственной газеты "Витебский 

курьер" Олега Борщевского задержали сотрудники милиции, заявив, что подозревают в 

подделке водительского удостоверения. Некоторое время он провел в Октябрьском 

РУВД Витебска. В управление милиции приезжали представители налоговых органов, 

которые взяли с Борщевского письменное обязательство подать налоговую декларацию 

до 11 февраля. 

4 февраля в Бобруйске почти на 12 часов задержали блогера Олега Желнова 

якобы по подозрению в подготовке взрыва. Утром того дня Желнов, направляясь на 

прием к начальнику Бобруйского межрайонного отдела Следственного комитета, 

должен был сдать дежурному в камеру хранения личные вещи, среди них - автобрелок. 

По каким-то причинам дежурный решил, что автобрелок является дистанционным 



СМИ в Беларуси 2014 

 

 14 

управлением для взрывчатого приспособления. Желнова обыскали, поместили в 

камеру, затем отвели к следователю и стали проводить с ним оперативно-следственные 

мероприятия. Позже блогера отпустили с формулировкой: "Принимая во внимание, что 

отпали основания для дальнейшего удержания под стражей". Все носители 

информации, которые были у Желнова при себе  три флешки, три телефона без сим-

карт и 3G модем  остались в УВД. (см. также Уголовные дела). 

5 февраля в г. Миоры (Витебская обл.) милиция задержала тележурналистов 

Сергея Крючкова, Анастасию Резникову и оператора Александра Потеева, которые 

приехали подготовить материал о насущной проблеме местных жителей  отключении 

тепла на неделю в квартирах при минусовой температуре на улице. Правоохранители 

заявили, что съемочная группа находится в запрещенной зоне воинских учений, и 

задержали "для установления личности". В Миорском РОВД у журналистов взяли 

объяснения и настойчиво порекомендовали выехать из Миоров – предупредили, что 

при следующей попытке что-либо снять у журналистов будут более серьезные 

проблемы, и проводили до границ города. 

2 марта в Минске около посольства России были задержаны журналисты, 

которые собирались освещать акцию протеста против российской интервенции на 

территорию Украины. Еще до начала акции милиционеры задержали Владимира 

Гридина, Ирину Ареховскую, Василия Семашко, Сергея Гапона, Артёма Ляву и 

Евгения Ерчака и доставили в Центральное РУВД. По свидетельствам журналистов, 

задержаниями руководил лично начальник ГУВД Мингорисполкома Александр 

Барсуков.  

Корреспондентка «Радыё "Свабода" Инна Студинская приехала на место 

проведения акции примерно за 5 минут до ее начала (на тот момент остальных 

журналистов уже задержали). По ее словам, когда она начала фотографировать грубое 

задержание участницы акции пожилого возраста группой мужчин в штатском, к 

журналистке подбежали спецназовцы. И. Студинская показала им свою аккредитацию 

журналиста, выданную МИД Беларуси. В этот момент подошел А. Барсуков и высказал 

сомнение в подлинности документов. Спецназовцы потребовали, чтобы журналистка 

уничтожила сделанные фотографии, а потом схватили ее и поволокли в автозак. Ее 

отвезли в Центральное РУВД, где уже были и другие задержанные журналисты, 

которых милиционеры называли "продажными", "националистами" и "бэндеровцами". 

Освободили журналистов примерно через полтора часа после задержания.  

12 марта на железнодорожном вокзале в Гомеле был задержан Анатолий 

Готовчиц, когда он беседовал с пассажирами, приехавшими из Украины. В этот момент 

к нему подошел старший прапорщик милиции Кухаренко и попросил предъявить 

документы. Журналист показал журналистское удостоверение и паспорт. Тем не менее, 

Готовчица отвели в дежурную часть вокзала для проверки документов, после чего его 

отпустили без составления протокола. 

12 марта журналистку интернет-газеты "Бобруйский курьер" Марину Молчанову 

вызвали в Бобруйское ГУВД как лицо, в отношении которого ведется 

административный процесс за нарушение законодательства о массовых мероприятиях 

(ст. 23.34 КоАП). Основанием для этого стало то, что 6 марта журналистка по заданию 

редакции освещала антивоенную акцию, которую проводили в Бобруйске местные 

активисты. В управлении заместитель начальника отдела охраны порядка и 

профилактики Сергей Рудько опросил журналистку и выписал повестку на 17 марта – 

уже для составления административного протокола. 17 марта Марина Молчанова 

посетила Бобруйское ГУВД по повестке, но административный протокол так и не был 

оформлен. Сотрудник милиции, который вел административный процесс, сказал, что 

теперь занят, и что журналистку вызовут в другое время, когда будет такая 



CМИ в Беларуси 2014 

 15 

необходимость. 3 апреля Марина Молчанова получила ответ на свою жалобу на 

действия дознавателя майора Сергея Рудько, направленную в прокуратуру. 

Журналистка посчитала, что милиционер преследовал ее за профессиональную 

деятельность. В ответе прокуратуры сообщалось, что 19 марта в отношении 

журналистки вынесли постановление о прекращении дела. Между тем, прокуратура 

оставила без внимания просьбу Марины Молчановой исследовать изложенные в ее 

заявлении факты и рассмотреть действия дознавателя Сергея Рудько с точки зрения ст. 

198 УК ("Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста") 

и принять меры прокурорского реагирования.  

16 марта в Минске задержали независимых журналистов Наталью Волокиду и 

Александра Силича, которые освещали предвыборный пикет Объединенной 

Гражданской Партии возле Комаровского рынка. В Советском РУВД у журналистов 

переписали личные данные и никаких других процедур не проводили. У Александра 

Силича отобрали видеокамеру. После освобождения технику ему вернули, но все 

сделанные на акции записи оказались удалены, а карта памяти - отформатирована. Н. 

Волокиду освободили около 14 часов, А. Силича  в 14.30.  

17 марта Бобруйский районный суд оштрафовал блогера Олега Желнова на 45 

базовых величин (5 млн. 850 тыс. рублей) за размещенную на Youtube запись с приема 

граждан должностным лицом. Действия О. Желнова суд квалифицировал как 

нарушение ст. 23.4 КоАП ("Неподчинение законному распоряжению или требованию 

должностного лица при исполнении им служебных полномочий"). Основанием стала 

видеозапись, сделанная блогером 30 января во время визита к начальнику Бобруйского 

ГУВД Александру Васильеву. Перед приемом дежурный по УВД потребовал от 

блогера сдать абсолютно все личные вещи в камеру хранения. Тем не менее, позже в 

интернете появилась видеозапись приема О. Желнова начальником УВД. В результате 

бобруйская милиция обвинила блогера в том, что он не выполнил требование 

дежурного милиционера  не сдал все средства аудио- и видеозаписи.  

3 апреля в Гродно на членов БАЖ Виктора Сазонова, Владимира Хильмановича, 

а также правозащитника Романа Юргеля составили административные протоколы за 

проведение несанкционированного пикета (ст. 23.34 КоАП). Основанием для этого 

послужило то, что 25 марта они сфотографировались с белорусской и украинской 

символикой в памятных местах Гродно и опубликовали эти снимки в Интернет. В этот 

же день суд Ленинского района оштрафовала каждого из "пикетчиков" на 25 базовых 

величин (3 млн. 735 тыс. рублей).  

6 мая Гродненский областной суд, рассмотрев кассационные жалобы Виктора 

Сазонова и Владимира Хильмановича на постановление о вынесении штрафов за 

незаконное пикетирование, оставил в силе решение суда. Во время слушания 

правозащитники доводили юридическую абсурдность решения райсуда и объясняли, 

что не нарушали законодательства о массовых мероприятиях. Но судья Анатолий Заяц 

не принял к вниманию никаких аргументов.  

3 апреля суд Бобруйского района признал блогера Олега Желнова виновным в 

нарушения ст. 23.4 КоАП ("Неподчинение законному распоряжению или требованию 

должностного лица при выполнении служебных полномочий") и оштрафовал его на 46 

базовых величин (6.900.000 рублей). 4 февраля Олег Желнов, идя на прием к 

исполняющему обязанности начальника Бобруйского отдела Следственного комитета, 

не сдал дежурному УВД мобильные телефоны, 3G модем и карту памяти.  

Напомним, что 17 марта тот же суд оштрафовал Олега Желнова на 45 базовых 

величин по аналогичному обвинению.  



СМИ в Беларуси 2014 

 

 16 

4 апреля суд Ленинского района Гродно признал журналиста Александра 

Денисова виновным в незаконном изготовлении и распространении продукции средств 

массовой информации (ч. 2 ст. 22.9 КоАП). Судья Юрий Козакевич оштрафовал его на 

30 базовых величин (4 млн. 500 тыс. рублей). А. Денисова обвинили в том, что он 

сделал сюжет о премьере пьесы "Фауст. Сны", который позже был показан в эфире 

телеканала "Белсат", и тем самым якобы нарушил законодательство о СМИ.  

13 мая Гродненский областной суд рассмотрел кассационную жалобу Александра 

Денисова на постановление суда Ленинского районного суда. Судья Анатолий Заяц 

оставил его в силе.  

17 апреля независимая витебская журналистка Елена Степанова посетила 

Октябрьский РОВД Витебска. В милицию ее накануне вызвали по телефону. Старший 

инспектор отдела охраны правопорядка и профилактики Сергей Вяракса хотел 

получить от Степановой объяснения относительно публикации "Витебские школьники 

отказываются учить гимн", размещенной в январе 2014 г. на сайте “Радыё “Свабода". 

Материал никем не был подписан. 

3 мая Елена Степанова получила письменное уведомление из Октябрьского 

РОВД Витебска о том, что административное дело, начатое в отношении нее в апреле 

сотрудником РОВД Сергеем Вяракса, закрыто. Постановления о прекращение дела ей 

не прислали.  

9 мая в Минске сотрудники милиции задержали корреспондента «Радыё 

"Свабода" Валерия Калиновского со съемочной группой, в момент работы в прямом 

эфире. Журналисты освещали уличные гуляния возле "Минск-Арены". Корреспондент 

обратился к присутствующему начальнику минского полка милиции специального 

назначения с вопросом, почему милиция не реагирует на то, что люди употребляют 

алкоголь в общественном месте. В ответ милиционеры задержали журналистов и 

отвезли в Центральное РУВД, где взяли объяснения, с какой целью они находились 

возле "Минск-Арены" и в чем заключалась их работа. Отпустили журналистов без 

составления протоколов примерно через два часа после задержания. 

14 мая бобруйский блогер Олег Желнов в очередной раз был оштрафован судом 

Бобруйского района и г. Бобруйска на 50 базовых величин за нарушение ст. 23.4 КоАП 

("Неподчинение законному распоряжению либо требованию должностного лица при 

исполнении им служебных полномочий"). "Неподчинение", по мнению сотрудников 

милиции, заключалось в том, что 27 марта в помещении УВД Бобруйского 

горисполкома О.Желнов не сдал в камеру хранения "запрещенные вещи", в частности 

мобильный телефон. Сам О. Желнов считал, что таких требований к нему никто не мог 

предъявлять, так как они незаконны.  

4 июня в Могилёвском областном суде состоялось рассмотрение жалобы Олега 

Желнова на постановление суда Бобруйского района и г. Бобруйска от 14 мая, после 

чего оно было оставлено в силе. 

17 мая в Бресте независимого журналиста Евгения Скребца неподалеку от его 

дома задержали люди в штатском, заявив, что он якобы похож на преступника. Для 

установления личности журналиста отвезли в Ленинский РОВД, где составили на него 

административный протокол за "нецензурную брань в общественном месте" (ст.17.1 

КоАП). До суда  до утра 19-го мая – Е. Скребца продержали в изоляторе временного 

содержания. 

19 мая в Ленинском районном суде Бреста прошли слушания по делу Евгения 

Скребца. После того, как Е.Скребец заявил ходатайство о допуске к судебному 

разбирательству адвоката, судья решил перенести процесс на 21 мая и освободил 

журналиста. Однако сотрудники милиции сразу заявили, что опять его задерживают и 



CМИ в Беларуси 2014 

 17 

везут в отделение. В результате Евгения Скребца второй раз за день привезли в суд, 

который назначил ему 10 суток административного ареста. 

27 мая Кореличский районный суд Гродненской области рассмотрел дело Алеcя 

Залевского, штатного сотрудника Польского общественного телевидения TVP, частью 

которого является спутниковый телеканал "Белсат". Журналиста обвинили в работе без 

аккредитации на зарубежное СМИ. На основании милицейского протокола суд признал 

журналиста виновным в нарушении законодательства и оштрафовал на 30 базовых 

величин (около 327 евро) согласно статье 22.9 КоАП РБ (незаконное изготовление и 

распространение продукции СМИ). 26 июня Гродненский областной суд отклонил 

кассационную жалобу Алеся Залевского на постановление по делу об 

административном правонарушении Кореличского суда. По словам Алеся Залевского, 

судья Виктор Ковальчук заявил, что это уже не первое подобное дело, и поэтому он 

считает нарушение журналистом статьи 22.9 КоАП доказанным.  

28 мая общественный активист из Бобруйска, местный лидер Объединенной 

гражданской партии Виктор Бузинаев получил по почте письмо из Бобруйского УВД. В 

документе сообщалось, что в отношении него было возбуждено административное дело 

и проводилась проверка по факту распространения газеты "Новы Час". Дело было 

прекращено в связи с отсутствием в действиях Бузинаева состава правонарушения, 

предусмотренного ч. 2 ст. 22.9 КоАП (незаконное изготовление и распространение 

продукции СМИ). Основанием для проверки стала информация о том, что 7 мая на 

центральном рынке города активист распространял газету "Новы Час". Все 

необходимые документы для распространения газеты у В. Бузинаева были. 

16 июня независимого гродненского журналиста Андрея Мелешко оштрафовали 

на 30 базовых величин за сотрудничество с зарубежным СМИ без аккредитации 

Министерства иностранных дел Беларуси. Судья Октябрьского районного суда Гродно 

Дмитрий Кедаль пришел к выводу, что, подготовив материал для "Беларускага Радыё 

Рацыя" (Польша), Андрей Мелешко нарушил ст. 22.9 КоАП (незаконное изготовление 

и распространение продукции СМИ). Основанием для дела против журналиста стала 

публикация, размещенная 17 апреля на сайте "Радыё Рацыя" и подписанная 

псевдонимом Игорь Николаев. Сотрудники милиции на основании собранных ими 

свидетельств утверждали, что эта публикация была подготовлена именно Андреем 

Мелешко.  

25 августа Гродненский областной суд отклонил кассационную жалобу Андрея 

Мелешко на постановление от 16 июня, согласно которому его оштрафовали на 4,5 

млн. рублей.  

25 июля в Минске неизвестные в штатском задержали на улице общественного 

активиста журналиста независимой газеты "Новы час" Никиту Бровко. Задержание 

произошло около 12.30, и до вечера о местонахождении журналиста ничего не было 

известно. По словам Н. Бровко, после задержания его доставили в УВД Советского 

района Минска, где взяли отпечатки пальцев и провели беседу. Также журналисту 

предлагали ответить на вопросы с применением детектора лжи, от чего тот отказался. 

После в РУВД приехал военный комиссар Минского района и вручил ему повестку на 

медицинское обследование. Отпустили его около 18 часов. 

18 августа могилевского журналиста-фрилансера Александра Буракова вызывали 

в опорный пункт милиции в качестве лица, в отношении которого ведется 

административное процесс за "работу на зарубежное СМИ без аккредитации". Майор 

Морозов взял у него объяснения по поводу видеосюжета, вышедшего в эфир "Белсата" 

осенью 2013 года. Сюжет рассказывал об аварийном состоянии дома №4 по ул. 

Строителей в Могилеве. Как следовало из документов административного дела, 

которые показали А.Буракову, после выхода сюжета Управление КГБ по Могилевской 



СМИ в Беларуси 2014 

 

 18 

области провело проверку и оперативно-розыскные мероприятия по идентификации 

личности. Фигурантам сюжета было предложено по фотографиям опознать 

журналистов, беседовавших с ними. В материалах дела фамилия сотрудника КГБ, 

который проводил проверку, была закрашена. Бураков сообщил милиционеру, что с 

"Белсатом" он не сотрудничал и не знает, каким образом видеоролик мог попасть на 

этот телеканал.  

19 августа инспектор милиции Морозов также опросил независимого журналиста 

Михаила Аршинского. Ему, в отличие от Буракова, материалов заведенного против 

него административного дела не показали. Милиционер выяснял, имел ли М. 

Аршинский отношение к съемкам сюжета о коммунальных проблемах, и каким 

образом этот сюжет попал на телеканал "Белсат". Журналист не отказывался, что был 

задействован в съёмках, но пояснил, что не знает, каким образом сюжет появился в 

эфире "Белсата". По словам М.Аршинского, во время беседы инспектор сказал, что 

указание насчет проведения проверки пришло "из Минска, из Министерства".  

3 сентября в Минске примерно в 18.30 недалеко от станции метро Каменная 

горка сотрудники милиции задержали съемочную группу независимых 

тележурналистов, которые освещали сбор подписей граждан под обращением в 

прокуратуру на предмет проверки на экстремизм и запрета трансляции в Беларуси 

российских телеканалов. Акцию проводили активисты оргкомитета по созданию 

партии белорусских христианских демократов. Задержанных доставили в УВД 

Фрунзенского района, где продержали почти три часа. По словам одного из 

задержанных, корреспондента газеты "Новы час" Вячеслава Пешко, в управлении 

милиции их опросили, но протоколов об административном правонарушении не 

составляли. 

15 сентября журналист Виталий Семашко получил официальное письмо из УВД 

Лидского райисполкома (Гродненская область). В документе сообщалось, что ранее 

против него было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 22.9 

КоАП за нарушение законодательства о СМИ (работу без аккредитации на заграничное 

издание). Дальше милиционеры проинформировали В. Семашко, что дело уже 

прекращено в связи с истечением срока привлечения к административной 

ответственности. По словам журналиста, он узнал о возбуждении дела только 

постфактум, из этого письма. 

16 сентября в Минске около здания Центрального суда г. Минска люди в 

штатском задержали фриланс-журналистов Наталью Волокиду, Александра Борозенко 

и корреспондента БелаПАН Сергея Сацюка. В тот момент журналисты брали интервью 

у общественного активиста из Гомеля Юрия Рубцова перед началом рассмотрения его 

административного дела об оскорблении судьи. Журналистов доставили в Ленинский 

РУВД Минска, где продержали около трёх часов.  

25 сентября суд Бобруйского района и г. Бобруйска признал журналистку 

Марину Молчанову виновной в "незаконном изготовлении и распространении 

продукции СМИ" (ст. 22.9 ч. 2 КоАП РБ), а именно в том, что на сайте телекомпании 

"Белсат" появился текстовый материал за её подписью. Судья Н.Черепуха назначила М. 

Молчановой штраф за журналистскую деятельность в пользу зарубежного СМИ в 

размере 32 базовых величины (4 млн. 800 тыс. рублей). 28 октября судья 

Могилевского областного суда Павел Климов рассмотрел кассационную жалобу 

Марины Молчановой и оставил в силе постановление о вынесении штрафа 

журналистке. 

7 октября Гродненский районный суд оштрафовал журналиста-фрилансера 

Андрея Мелешко на 35 базовых величин. Судья Анна Левусик признала журналиста 

виновным в незаконном изготовлении продукции СМИ (ст. 22.9. ч. 2 КоАП) и 



CМИ в Беларуси 2014 

 19 

постановила взыскать с него 5 млн. 250 тыс. рублей штрафа. В качестве свидетеля в суд 

вызвали заведующего кафедры ботаники Гродненского госуниверситета имени Янки 

Купалы Олега Созинова, который подтвердил, что Мелешко брал у него интервью о 

создании экозаказника на Гродненщине. Материал с комментарием ученого появился 

на сайте "Беларускага Радыё Рацыя" в августе без указания имени автора. И на 

основании этой публикации было заведено административное дело в отношении А. 

Мелешко. 30 октября Гродненский областной суд оставил в силе постановление 

Гродненского районного суда в отношении Андрея Мелешко (кассационную жалобу 

рассматривала судья Светлана Долгошей).  

Это был уже второй по счету штраф журналисту за три месяца по ч. 2 ст.22.9 

КоАП. 16 июня он был оштрафован на 30 базовых величин.  

8 октября Ленинский районный суд Могилева оштрафовал журналиста 

Александра Буракова на 6 млн. рублей за сотрудничество с зарубежным СМИ. Судья 

Елена Волкова признала его виновным в нарушении ч. 2 ст. 22.9 КоАП (незаконное 

изготовление и распространение продукции СМИ). "Продукцией", которую якобы 

"изготовил и распространил" журналист, суд посчитал размещенную на сайте DW.de 25 

августа 2014 г. статью "Тропой контрабандиста: работают ли российские санкции в 

приграничье?" за подписью Александра Буракова и некоторые другие публикации. 

Статьи на сайте русской службы радио "Немецкая волна" стали также основанием для 

обыска в его личной квартире и квартире его родителей 16 сентября. 20 ноября 

Могилевский областной суд (судья Мельников) оставил без изменений решение суда 

первой инстанции о вынесении штрафа журналисту Александру Буракову. 

20 октября в Минске были задержаны журналисты Александр Любенчук и 

Мария Арцыбашева, которые на улице брали интервью у политика Владимира 

Некляева. Подозрение у проходивших мимо милиционеров вызвал белорусский язык 

героя сюжета. Журналистов и политика доставили в Советское РУВД столицы. Там по 

милицейской компьютерной базе сверили личности задержанных. Милиционеры также 

намеревались просмотреть отснятый видеоматериал. Примерно через час после 

задержания журналистов и политика освободили без составления проколов.  

29 октября независимую журналистку из Бреста Алину Литвинчук вызвали 

повесткой в милицию в качестве свидетеля по административному делу, но там 

заявили, что в отношении нее ведется административный процесс по ст. 22.9 КоАП. К 

протоколу прилагалось обращение за подписью заместителя начальника управления 

КГБ по Брестской области А.Крупенькина от 1 октября 2014 г., который делал вывод о 

"незаконной журналистской деятельностьи от имени зарубежного СМИ Литвинчук 

А.С.". Поводом для этого стала публикация под названием "Сверстники школьников 

расскажут о вреде спайса", размещенная в сентябре на сайте "Беларускага Радыё 

Рацыя". Журналистка отказалась свидетельствовать против самой себя. После этого 

сотрудник милиции составил соответствующий протокол и вручил ей повестку в суд на 

6 ноября, в котором остались пустыми графы с данными потерпевшего и свидетелей. 

Вечером 31 октября история получила неожиданное продолжение: сотрудники 

милиции, применяя угрозы, попробовали проникнуть в квартиру журналистки, чтобы 

переписать протокол, который суд вернул на доработку. А. Литвинчук опять отказалась 

давать показания и подписывать новый протокол. По ходатайству журналистки 

рассмотрение дела об административном правонарушении было перенесено на более 

поздний срок. 

8 ноября вечером возле Заславля милиционеры задержали участников съемок 

клипа гродненской музыкальной группы "Dzieciuki", а вместе с ними журналистов: 

члена ОО "БАЖ" из Гродно Александра Денисова и сотрудника газеты "Новы час" 



СМИ в Беларуси 2014 

 

 20 

историка Игоря Мельникова. Без объяснений их погрузили в автозак и отвезли в 

Заславское РУВД.  

Милиционеры сочли съемку несанкционированным мероприятиям. Всех 

отпустили через три часа. Отснятый для клипа материал милиция забрала на 10 дней 

"для выяснения содержания".  

10 ноября в Бобруйске во время выполнения профессиональных обязанностей 

были задержаны тележурналисты Вячеслав Пешко и Артур Бондарев. Они беседовали с 

профсоюзным активистом Михаилом Ковальковым у проходной завода тракторных 

деталей и агрегатов, когда подошли милиционеры, заявили о незаконности записи и 

отобрали у всех присутствующих документы. После этого милиционеры посадили 

профсоюзного активиста к себе в машину и приказали журналистам на собственном 

автомобиле двигаться за ними в РОВД. В милицейском отделении составили 

протоколы опроса В. Пешко и А. Бондарева относительно записи интервью у 

проходной. Примерно через три часа после задержания журналистов освободили, 

настойчиво посоветовав не писать в СМИ о голодовке и протесте рабочих на заводе.  

25 ноября суд Ленинского района Гродно (судья Елена Петрова) признал членов 

ОО "БАЖ" журналиста «Радыё "Свабода" Михаила Карневича и Владимира 

Хильмановича виновными в нарушении порядка организации либо проведения 

массовых мероприятий (ст. 23.34 КоАП). В. Хильмановича оштрафовали на 35 базовых 

величин, М. Карневича  на 15 базовых величин. Инкриминируемое им 

"правонарушение" произошло 26 октября в г. Свислочь Гродненской области во время 

церемонии памяти повстанцев Кастуся Калиновского 1863 года. Основанием для 

обвинения В. Хильмановича стало его фотографирование на фоне бело-красно-белого 

флага, а М. Карневича  то, что он находился рядом с памятником Калиновскому и 

"передвигался в составе организованной группы". 16 декабря Гродненский областной 

суд (судья Николай Рачинский) отклонил кассационную жалобу В. Хильмановича на 

постановление Ленинского райсуда. 18 декабря судья Н. Рачинский не удовлетворил 

также и кассационную жалобу журналиста Михаила Карневича, оставив в силе 

постановление суда первой инстанции.  

28 ноября суд Железнодорожного района г. Витебска наказал штрафами трех 

участников журналистской фотосессии "птицы и клетки", проведенной в рамках 

международной кампании "Станем за журналистику". В частности, участников 

фотосессии обвинили в том, что они фотографировались в общественном месте на фоне 

городского граффити  изображения трех клеток, из которых вылетают сделанные из 

газеты птицы,  не спросив разрешения в районной администрации. Суд признал их 

виновными в нарушении порядка организации либо проведения массовых мероприятий 

(ст. 23.34 КоАП). Дмитрий Казакевич (судья Елена Цыганкова) и Елена Степанова 

(судья Денис Губанов) получили штрафы в 20 базовых величин, а Елена Шабуня (судья 

Денис Губанов) – 18. 1 декабря по этому же делу судья Елена Цыганкова оштрафовала 

Константина Мордвинцева на 20 базовых величин, Татьяну Северинец на 25. Во время 

слушаний выяснилась, что протокол составлен также и на жителя Витебска Петра 

Берлинова – случайного прохожего, который присоединился к фотосессии 

журналистов. 3 декабря судья Елена Цыганкова наказала его тремя сутками ареста. 17 

декабря в Железнодорожном райсуде Витебска было рассмотрено седьмое дело об 

административном правонарушении за фотосессию "с птицами и клетками". 

Аналогично предыдущим случаям судья Елена Цыганкова признала члена ОО "БАЖ" 

Павла Левинова виновным в нарушении порядка организации либо проведения 

массовых мероприятий (ст. 23.34 КоАП) и оштрафовала его на 25 базовых величин. 24 

декабря в Витебском областном суде были рассмотрены кассационные жалобы 

местных журналистов  участников фотосессии "с клетками и птицами", 



CМИ в Беларуси 2014 

 21 

квалифицированной сотрудниками милиции как несанкционированное пикетирование 

(ст. 23.34 КоАП). В результате всем участникам фотосессии было отказано в 

удовлетворении жалоб.  

2 декабря суд Ленинского райсуда Гродно (судья Юрий Казакевич) оштрафовал 

журналиста Андрея Мелешко на 40 базовых величин за журналистскую деятельность 

без аккредитации в пользу зарубежного СМИ - "Беларускага Радыё Рацыя". 

Журналиста обвинили в нарушении ст. 22.9 ч.2 КоАП. В суде выступили профессор 

Валерий Черепица, который рассказал о сути своего интервью журналисту, а также 

заведующая кафедры журналистики Гродненского университета имени Я. Купалы 

Тамара Пивоварчик.  

Напомним, А. Мелешко в 2014 г. уже дважды штрафовали за нарушение ст. 22.9. 

ч.2 КоАП: первый раз  в июне на 30 базовых величин, второй  в октябре на 35 

базовых величин.  

6 декабря в Минске при выполнении профессиональных обязанностей был 

задержан фотограф-фрилансер, член ОО "БАЖ" Владимир Гридин. Его задержали 

вместе с общественными активистами, когда те раздавали прохожим около 

Комаровского рынка ленты с белорусским аутентичным орнаментом. В. Гридин 

фотографировал процесс. Задержанных доставили в Советское РУВД Минска, где 

взяли с них объяснения и отпустили без составления протоколов.  

11 декабря суд Слонимского района (судья Андрей Лихач) признал журналиста 

Алеся Залевского виновным в "незаконном изготовлении и распространении 

продукции СМИ" (ст.22.9 ч.2 КоАП) и оштрафовал на сумму 40 базовых величин. 

Александр Залевский является штатным журналистом польского телеканала "Белсат". 

В Слониме он снимал репортаж о злоупотреблениях и коррупции в сфере жилищно-

коммунального хозяйства. Свидетелем в суде выступал собеседник А. Залевского, 

руководитель слонимского ЖКХ Николай Сыонтович. Он подтвердил, что А. 

Залевский с ним беседовал, но не говорил, для какого телевидения снимает сюжет.  

Это было уже второе административное дело в отношении А. Залевского в 

течение года. В мае он был оштрафован на 30 базовых величин по этой же 

административной статье.  

17 декабря Березовский районный суд (судья Наталья Вакульчик) оштрафовал 

независимую журналистку Тамару Щепёткину на 30 базовых величин за "незаконное 

изготовление продукции СМИ". Судья приняла к сведению и то, что Щепеткиной 

раньше уже выносили предупреждение за работу на зарубежное СМИ без 

аккредитации. Материалы, за которые привлекли к ответственности журналистку, были 

опубликованы на сайте "Беларускага Радыё Рацыя". Это были беседы с заведующим 

аптеки и директором школы, к которым позже пришли милиционеры и 

поинтересовались, кто брал у них интервью. На основании ответов был составлен 

протокол об административном правонарушении.  

24 декабря суд Ленинского района Бреста оштрафовал на 40 базовых величин (6 

млн рублей) журналиста Александра Левчука за незаконное изготовление и 

распространение продукции СМИ (ст. 22.9 ч. 2 КоАП)  сотрудничество с зарубежным 

СМИ без аккредитации. Как сообщил журналисту, в материалах его дела со ссылкой на 

информацию КГБ указывалось, что установлен факт его работы на телеканал "Белсат".  



СМИ в Беларуси 2014 

 

 22 

Изъятие, повреждение, конфискация техники 

 

4 февраля, в ходе задержания блогера Олега Желнова в Бобруйском 

межрайонном отделе Следственного комитета, у него были изъяты все носители 

информации, которые были при нем  три флешки, три телефона без сим-карт и 3G 

модем.  

23 мая в Бобруйске в квартире блогера Олега Желнова, в отношении которого 

было возбуждено уголовное дело (см. подробнее в «Уголовные дела»), произошел 

обыск, который длился более трех часов. В результате у Олега Желнова забрали 

практически все электронные носители информации: нетбук, мобильный телефон, 

видеорегистратор, четыре жесткие диски, разные карты памяти  всего 12 

наименований.  

16 сентября в Могилёве в квартире журналиста Александра Буракова был 

проведен "осмотр места административного правонарушения". Основанием для него 

стало появление в июле-августе 2014 г. на сайте DW.DE ("Немецкая волна") трёх 

материалов за подписью Александра Буракова. В результате обыска из квартиры 

журналиста забрали два ноутбука и две флэшки. Позже в тот же день на том же 

основании был проведен обыск в квартире родителей журналиста, во время которого 

были изъяты системные блоки двух компьютеров. При этом правоохранители не 

оставили никаких документов об изъятии техники.  

19 сентября в Гродно, после задержания гражданской активистки Ольги 

Кропотиной, когда она раскладывала на машины с российскими номерами листовки с 

призывом вернуть Крым Украине, по месту ее жительства был проведен осмотр, во 

время которого милиционеры изъяли ноутбук и две флэшки (позже технику вернули).  

 

 

Угрозы в адрес журналистов и СМИ 

 

6 февраля журналистка информационного портала TUT.BY Екатерина Синюк 

получила sms-сообщение с угрозами. Это случилось в день опубликования на портале 

ее статьи "Зачем "серьезные дяди" заманивали несовершеннолетних мальчиков в 

коттедж в поселке Зацень?". "Большой тебе привет "от мальчиков Давыдовича". Скоро 

пообщаемся неформально и в неожиданном месте. Спится спокойно?", – говорилось в 

сообщении, отосланном на личный телефон журналистки с сайта мобильного 

оператора. Также с момента выхода материала почти через каждые пять минут ей на 

телефон звонили с неизвестных и скрытых номеров. В статье журналистки 

рассказывалось о бывшем руководителе международного благотворительного 

общественного объединения "В помощь детям-сиротам" Вячеславе Давыдовиче. Как 

показало журналистское расследование, он оказался связан с фигурантами громкого 

уголовного дела "о педофилах".  

14 марта журналистка "Бобруйского курьера" Марина Молчанова получила по 

электронной почте от неизвестного лица письмо, подписанное «Иван Иванов», текст 

которого можно расценивать как угрозу: "Ж... нов дописался и успокоился, и кое-кто 

также станет больше уделять времени нормальным человеческим ценностям".  

Очевидно, имелся в виду известный бобруйский блогер Олег Желнов, который 

много писал о нарушениях со стороны работников милиции. В феврале 2014 г. 



CМИ в Беларуси 2014 

 23 

бобруйская прокуратура начала против него уголовное дело  якобы за оскорбление 

сотрудника милиции в блоге.  

Ранее, в феврале, от имени Марины Молчановой кто-то рассылал в Интернете 

оскорбительные письма. Два таких "послания" получили бобруйские независимые 

кандидаты в депутаты  Елена и Анастасия Медведевы. 

 

 

Предупреждения, административное давление 

 

19 февраля прокуратура Лидского района (Гродненская область) вынесла 

официальное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства о СМИ 

независимому журналисту из г. Берёзовка Юрию Дешуку. В предупреждении речь идет 

о запрете работать без аккредитации в пользу зарубежных СМИ, а также о 

недопустимости публикации непроверенной информации. Письменную копию 

предупреждения журналисту в прокуратуре передать отказались.  

Ранее, 10 февраля, в прокуратуре Ю. Дешука опросили относительно его 

журналистской деятельности. Тогда, воспользовавшись законным правом не 

свидетельствовать против себя, журналист отказался отвечать на некоторые вопросы, 

при этом пояснил, что сотрудничает со СМИ как фрилансер, и с его материалами 

можно ознакомиться на многих белорусских сайтах, а также в газетах и журналах. 

5 марта прокуратурой Гомельской области были вынесены официальные 

предупреждения гомельским журналистам-фрилансерам Юлии Белоус и Николаю 

Бенько. Их обвинили в подготовке информационных материалов без аккредитации для 

зарубежного СМИ  "Радыё Рацыя", зарегистрированного на территории Польши. В 

качестве доказательств прокуратура привела размещенные на сайте racyja.com 

репортажи, подписанные Николаем Бенько и Юлией Белоус. Журналисты отказались 

отвечать на вопросы прокурора, к которому их вызвали для беседы перед вынесением 

предупреждений. Позже оказалось, что документы уже были заранее подготовлены.  

26 августа суд Центрального района г. Гомеля отклонил жалобу Николая Бенько 

на действия первого заместителя прокурора Гомельской области Вадима Сущинского, 

который вынес журналисту предупреждение за подготовку информационных 

материалов без аккредитации на зарубежное СМИ.  

25 марта в Гродно активиста и журналиста Александра Киркевича вызвали в 

милицию для профилактической беседы, после этого в его квартире был проведен 

осмотр. По словам милиционеров, они искали наклейки с изображением Путина, 

которые якобы появились в районе, где живет А. Киркевич, но в результате ничего не 

нашли. У Александра Киркевича взяли отпечатки пальцев и пробы слюны и вручили 

официальное предупреждение. Он полагал, что оснований для этого не было, 

поскольку никаких правонарушений не совершал.  

Александр Киркевич – бывший политзаключенный. Был арестован за участие в 

уличных протестах после президентских выборов в декабре 2010 г., осужден на 4 года, 

но помилован и освобожден в сентябре 2011-го. 

25 марта в Сморгони сотрудники милиции опросили редактора малотиражного 

бюллетеня "Смаргонскі грак" Александра Дергачева и распространителя издания 

Владимира Шульжицкого касательно работы издания и рассылки редакцией 

обязательных экземпляров в государственные органы и архивы. Протоколов 

милиционеры не составляли, но настойчиво "советовали" выполнять законодательство. 



СМИ в Беларуси 2014 

 

 24 

Требование рассылки изданий, подобных "Смаргонскаму граку", неправомерно, 

поскольку, в соответствии с законодательством, оно не распространяется на газеты 

тиражом не больше 299 экземпляров, не регистрирующие редакцию в качестве 

юридического лица. 

31 марта прокуратура Бреста вынесла письменное предупреждение о 

недопустимости противоправных действий независимому журналисту Евгению 

Скребцу. Предупреждение касается публикаций журналиста на сайте "Беларускага 

Радыё Рацыя", офис которого находится в Белостоке (Польша). Сам документ в 

прокуратуре журналисту выдать отказались. Евгений Скребец по этому поводу написал 

в прокуратуру заявление с просьбой выдать ему копию документа для дальнейшего 

обжалования.  

Ранее, 21 марта журналиста вызывали в городскую прокуратуру для опроса. 

Тогда помощника прокурора Елену Павлову интересовало, работает ли он на 

зарубежные СМИ без аккредитации и дискредитирует ли Республику Беларусь в своих 

материалах. 

4 апреля в Бресте независимого журналиста Максима Хлебца вызвали повесткой 

в Советский РОВД в качестве свидетеля по административному делу. Но разговор во 

время допроса касался в большинстве профессиональной деятельности 

корреспондента. «Максим Мельник и еще один сотрудник милиции, который не 

представился, заявили, что всё знают о моей журналистской деятельности и считают ее 

незаконной. Милиционеры продемонстрировали фотографии, подтверждающие, на их 

взгляд, мое сотрудничество с "Беларускім Радыё Рацыя"», – рассказал после журналист. 

По словам Хлебца, милиционеры в завершение беседы стали склонять его к 

сотрудничеству и угрожать ответственностью.  

15 апреля прокуратура Витебской области вынесла официальное 

предупреждение о возможной ответственности за незаконное изготовление и 

распространение продукции СМИ (ст. 22.9. ч. 2 КоАП) журналистке из Витебска 

Светлане Степановой. В прокуратуре посчитали, что она без аккредитации 

сотрудничает с зарубежным СМИ  белорусской службой "Польского радио для 

зарубежья". Документ был подписан заместителем прокурора Витебской области 

Георгием Коренько.  

26 апреля независимого журналиста Евгения Скребца вызывали в милицию "для 

опроса". Сначала милиционеры говорили, что он якобы похож на участника драки, 

которая случилась в городе в феврале, а позже перешли к вопросам о его 

сотрудничестве с "Радыё Рацыя" и посещении Майдана в Украине. 

12 мая Министерство информации вынесло письменное предупреждение 

независимой газете "СНплюс. Свободные новости плюс" за подписью министра Олега 

Пролесковского. Газету обвинили в распространении недостоверной информации, 

которая причиняет вред общественным интересам, а также формирует негативное 

отношение к чемпионату. Поводом для санкции стала статья "ЧМ-2014: вторыми 

составами" в №17 от 6.05.14 г. В ней сообщалась о том, что Россия не заявила для 

участия в чемпионате ни одного из хоккеистов, принимавших участие в олимпиаде в 

Сочи. По словам главного редактора "СН" Василия Зданюка, на момент сдачи номера в 

печать, 5 мая, информация полностью соответствовала действительности. Но 6 мая 

российская сборная вдруг изменила заявку на чемпионат и включила в состав двух 

хоккеистов, которые участвовали в олимпийском турнире в Сочи.  

9 июня независимую журналистку Марину Молчанову вызвали повесткой "для 

проведения беседы" в отделение милиции Бобруйского горисполкома. Майор Сергей 

Рудько сначала интересовался профессиональной деятельностью журналистки, а затем 



CМИ в Беларуси 2014 

 25 

показал фотоснимки с оппозиционной акции, проходившей в городе, и попросил 

опознать присутствующих. Милиционера также интересовал автор фотографии. По 

словам М.Молчановой, она ответила, что не присутствовала на этой акции и потому 

ничем не может помочь милиции. Именно Сергей Рудько весной завел на Молчанову 

административное дело по ст. 23.34 КоАП (участие в несанкционированном 

мероприятии) за освещение антивоенной акции бобруйских активистов. Позже дело 

было закрыто. 

11 июня в Бресте независимый журналист Максим Хлебец посетил прокуратуру 

Брестской области, куда его вызвали накануне официальной повесткой "в связи с 

возникшей необходимостью". Старший прокурор отдела по надзору за исполнением 

законодательства и законностью правовых актов Нина Бахарева вручила журналисту 

письменное предупреждение за сотрудничество с зарубежным СМИ без аккредитации. 

Из документа следует, что доказательством сотрудничества М. Хлебца с "Беларускім 

Радыё Рацыя" прокуратура считает две статьи, размещенные на сайте racyja.com в 

марте 2013 г. Предупреждение было датировано 10 июня и подписано заместителем 

прокурора Брестской области Александром Точко. 

15 декабря прокуратура г. Минска вынесла официальное предупреждение о 

недопустимости нарушения законодательства о СМИ тележурналисту Алесю 

Залевскому. Предупреждение было подписано заместителем прокурора г. Минска 

Казимиром Кежуном. Основанием для прокурорской санкции стал факт освещения 

журналистом рассмотрения дела о высылке из Беларуси известной правозащитницы 

Елены Тонкачёвой. По информации, собранной прокуратурой, в этот день А. Залевский 

делал видеосюжет для телеканала "Белсат", чем нарушил белорусское 

законодательство. 

 

 

Нарушения, связанные с доступом к информации (отказы в 

предоставлении информации, ограничительное использование 

института аккредитации) 

 

8 января в г. Климовичи издателю общественно-политического бюллетеня 

"Клімавіцкая Інфа-Панарама" Сергею Аржанцеву отказали в праве присутствовать на 

заседании комиссии Климовичского райисполкома, где должны были рассматриваться 

несколько дел об административных правонарушениях. Запрет без объяснения причин 

исходил от председателя административной комиссии Натальи Осмоловской. Между 

тем, согласно ст. 2.14 ПИКоАП, "дела об административных правонарушениях 

рассматриваются открыто". В связи с этим С. Аржанцев оставил соответствующую 

запись в книге замечаний и предложений Климовичского райисполкома. В ответ 

председатель Климовичского райисполкома А.Ломанов оправдал действия своей 

подчиненной, сообщив Сергею Аржанцеву, что его присутствие посчитали 

"безосновательным", поскольку он не являлся участником административного 

процесса. После этого С. Аржанцев пожаловался в высшую инстанцию. 18 февраля 

Сергей Аржанцев получил ответ из Могилёвского облисполкома на свою жалобу на 

действия председателя административной комиссии Климовичского райисполкома. 

Заместитель начальника главного управления юстиции Могилёвского облисполкома А. 

Столяров написал, что дело об административном правонарушении рассматривается 

открыто, но запрет райисполкомовской чиновницы имел законные основания.  



СМИ в Беларуси 2014 

 

 26 

29 января вечером в Минске во время съемок фильма "Авель" на площади 

Независимости работе журналистам препятствовали неизвестные лица в штатском. 

Около десяти таких "тихарей" становились перед сотрудниками СМИ и грудью 

закрывали от их камер съемочную площадку. В это время снимались сцены фильма о 

массовых протестах 2010 г.  

1 февраля люди в штатском задержали видеооператора информагентства 

БелаПАН Василия Семашко после съемок фильма "Авель". Инцидент произошел после 

того, как он взял интервью у участников массовки – двух студентов. По словам 

оператора, примерно в 22.45 к нему подошли трое неизвестных в штатском и стали 

интересоваться вопросами, которые журналист задавал участникам массовки. Они 

пытались задержать этих студентов. "Тихари" потребовали у журналиста удалить 

запись, не восстановлять её и не публиковать. 

12 февраля руководитель КУП "ЖРЭУ г. Бреста" Павел Заграй отказался 

беседовать с внештатным корреспондентом информагентства БелаПАН Александром 

Левчуком. Поводом обращения к чиновнику стало обращение группы граждан в 

прокуратуру Бреста с просьбой завести в отношении должностных лиц "ЖРЭУ г. 

Бреста" уголовное дело в связи с неисполнением обязанностей по техническому 

обслуживанию и ремонту жилого дома, что сделало его непригодным для проживания. 

Готовя материал на эту тему, Левчук поинтересовался позицией второй стороны – 

руководства ЖРЭУ. Но Павел Заграй сообщил через секретаря, что не будет ничего 

комментировать, а главный инженер предприятия Василий Сумар просто ушел от 

журналиста. Александр Левчук оставил жалобу на действия руководства ЖРЭУ в книге 

жалоб и предложений. 

18 февраля в Борисове журналистам не разрешили присутствовать на встрече 

представителей Министерства обороны с военными пенсионерами Борисовского 

гарнизона, которые накануне пожаловались в президентскую администрацию и 

Минобороны на низкие пенсии. Редактора местной негосударственной газеты 

"Борисовские новости" Анатолия Букаса, фрилансера Александра Зенкова и съемочную 

группу местного телеканала не пропустили на территорию военной части, где 

проходила встреча. Начальник штаба подполковник Герасимов сослался на отсутствие 

у них специальной аккредитации Минобороны. В то же время юристы не нашли в 

открытом доступе документов, которые регламентировали бы получение такой 

аккредитации.  

Анатолий Букас обратился к военному прокурору Михаилу Бычку с просьбой 

решить проблему. Редактор обратил внимание, что таким образом нарушаются права 

журналистов, гарантированные "Законом о СМИ". В ответ прокурор только 

посоветовал писать официальную жалобу.  

18 февраля стало известно, что для региональной газеты "Бобруйский курьер" 

оказалась "засекреченной" информация о количестве казино в Бобруйске. Готовя 

публикацию о бобруйчанке, проигравшей в казино около 200 тысяч долларов, 

журналист газеты обратился в горисполком с вопросом о количестве игровых 

учреждений в городе. Журналиста перенаправляли из отдела в отдел исполкома, а 

потом и в налоговую инспекцию. Но в результате необходимую информацию 

журналисту бобруйские чиновники так и не предоставили.  

3 марта в Минске во время открытого судебного процесса над задержанным 

возле российского посольства активистом Сергеем Финкевичем судья Центрального 

суда Минска Александр Якунчихин запретил журналистам вести аудиозапись 

заседания.  



CМИ в Беларуси 2014 

 27 

Увидев в руках корреспондентов диктофоны, судья Якунчихин заявил, что 

аудиозапись в процессе можно вести только с его разрешения, и что в случае 

неподчинения журналистов могут привлечь к ответственности. Между тем, в 

постановлении Пленума Верховного Суда "Об обеспечении гласности при 

осуществлении правосудия и распространении информации о деятельности судов" 

недвусмысленно утверждается, что в открытых судебных заседаниях невозможно 

запретить журналистам вести аудиозапись процесса и разрешение судьи для этого не 

требуется. 22 апреля ОО "Белорусская ассоциация журналистов" получила из 

Верховного суда ответ на жалобу на действия судьи Александра Якунчихина за 

подписью заместителя председателя Валерия Калинковича. В нем сообщалось, что 

Верховный Суд отказался начать дисциплинарное производство в отношении судьи 

Якунчихина, поскольку во время административного процесса против Сергея 

Финкевича никаких жалоб на действия судьи Якунчихина не поступало.  

6 марта стало известно, что три районные избирательные комиссии  Горецкая, 

Дрибинская и Мстиславская  не дали информацию негосударственной официально 

зарегистрированной газете "УзГорак". Издание просило предоставить сведения о 

зарегистрированных кандидатах в депутаты местных советов.  

16 марта в Минске во время съемок предвыборного пикета Объединенной 

Гражданской Партии возле Комаровского рынка фотографу Геннадию Вератинскому 

милиционеры сначала закрывали камеру, а потом, отобрали фотоаппарат и стерли все 

кадры. 

20 марта в Бресте на избирательном участке №75 корреспондентке 

негосударственной газеты "Брестский курьер" Инне Хомич не разрешили работать в 

качестве журналиста. С начала досрочного голосования она была аккредитована как 

наблюдатель, но когда ей запретили сфотографировать протокол для голосования, 

Инна Хомич показала членам избирательной комиссии удостоверение корреспондента 

"Брестского курьера" и заявила, что будет с этого момента находиться на участке в том 

числе и как журналист. В ответ секретарь комиссии заявил, что избирательное 

законодательство якобы запрещает быть и наблюдателем, и представителем СМИ. 

Журналистка направила жалобу на такие действия председателю участковой комиссии, 

в городскую избирательную комиссию и прокуратуру Бреста. 

23 марта в Борисове внештатному фотокорреспонденту БелаПАН Валентине 

Зенковой не разрешили снимать на избирательном участке №59 по Борисовскому 

району. Журналистка показала председателю комиссии удостоверение БелаПАН, 

однако тот потребовал у нее дополнительную "аккредитацию" и не разрешил снимать, 

что противоречит избирательному законодательству. 

25 марта в Минске во время санкционированного уличного шествия по случаю 

празднования Дня Воли (традиционная ежегодная акция демократической оппозиции) 

сотрудники милиции препятствовали работе журналистов. Перед началом акции 

милиционеры пытались задержать корреспондента интернет-газеты "Салідарнасць" 

Елену Якжик за то, что она сфотографировала подогнанные к месту проведения акции 

«автозаки» – машины для перевозки задержанных. Журналистка предъявила 

удостоверение и после небольшого разбирательства избежала задержания. Оператору 

телеканала "Белсат" Александру Борозенко люди в штатском помешали подняться на 

террасу кинотеатра "Октябрь", чтобы сделать панорамный снимок акции. По словам 

А.Борозенко, они отказались предъявить документы, вели себя очень грубо и угрожали 

задержанием. 

28 марта редакция барановичской независимой газеты "Intex-press" подготовила 

жалобу в Центральный избирательный комитет по поводу нарушения прав 

журналистов во время местных выборов. В ходе избирательной компании журналисты 



СМИ в Беларуси 2014 

 

 28 

"Intex-press" столкнулись с препятствиями их деятельности, в первую очередь, из-за 

нарушений Избирательного кодекса. Так, в первый день досрочного голосования на 

избирательном участке №47 члены участковой комиссии потребовали у журналистов 

"разрешения присутствовать на участке за подписью председателя ЦИК". Конфликт 

удалось урегулировать, но работа корреспондентов на этом участке была сорвана. На 

избирательном участке №27 23 марта председатель комиссии Юрий Хрищанович 

заявил корреспонденту "Intex-press", что запрещено делать фотосъёмки во время 

подсчета голосов. Только после каких-то телефонных консультаций председатель 

признал свою ошибку. 24 марта председатель Барановичской городской 

территориальной комиссии Тамара Шукало отказалась предоставить "Intex-press" 

результаты выборов по каждому из округов в г. Барановичи. Она назвала только 

количество голосов за каждого из кандидатов, порекомендовав смотреть остальные 

результаты в государственной газете "Наш край". 11 апреля редакция "Intex-press" 

получила ответ на жалобу в ЦИК. Из письма за подписью председателя комиссии 

Лидии Ермошиной следовало, что ЦИК не усмотрел нарушений прав журналистов 

"Intex-press" во время избирательной компании в местные советы. Похожий ответ на 

жалобу пришел в редакцию 8 апреля из Брестской областной территориальной 

избирательной комиссии за подписью заместителя председателя комиссии Натальи 

Григорьевой. 

28 марта в Бресте корреспондентам информационной компании БелаПАН 

Александру Левчуку и Милане Харитоновой препятствовали освещать заседание 

городской комиссии по выборам депутатов местных советов. Сначала председатель 

комиссии захлопнул перед журналистами дверь в помещение и отказывался их 

пропустить. Позже корреспонденты все же сумели попасть на заседание, но тогда 

члены комиссии запретили им пользоваться фото-, видео- и аудиотехникой.  

6 мая сотрудники милиции препятствовали независимым журналисткам Ольге 

Чайчиц и Александре Дынько попасть на открытый судебный процесс. Инцидент 

случился в суде Фрунзенского района Минска, где судили задержанного 5 мая 

общественного активиста Николая Демиденко. Попасть на судебное заседание 

журналистки смогли примерно через полчаса  после вмешательства заместителя 

председателя суда. 

8 мая в Минске милиционеры препятствовали работать съемочной группе 

финского телеканала "Yleisradio". Финские журналисты делали опрос минчан на улице, 

в этот момент подошел наряд милиции и приказал съемочной группе, в том числе 

известному финскому спортивному комментатору Каю Кунасу (Kaj Kunnas), 

прекратить съемку и покинуть площадку возле Дворца спорта. 

23 мая журналист из Гродно Виктор Парфёненко получил из Министерства 

иностранных дел Беларуси уже шестой по счету отказ в аккредитации в качестве 

корреспондента "Беларускага Радыё Рацыя". В официальном ответе МИД ссылается на 

закон "О СМИ" и "Положение о порядке аккредитации в Беларуси журналистов 

зарубежных СМИ".  

27 мая начальник отдела организационно-кадровой работы Барановичского 

горисполкома Татьяна Чилик отказала независимой региональной газете "Intex-press" в 

предоставлении информации. Корреспондент Артём Горбацевич обратился к ней с 

вопросом, во сколько обошелся городскому бюджету трехдневный праздник города с 

фейерверком и приездом в Барановичи белорусского финалиста Евровидения Тео. В 

ответ чиновница отказалась разговаривать. В результате, чтобы получить ответы на 

свои вопросы, независимое издание направило в горисполком письменный запрос. 

3 июня в Минске во время торжественного открытия новой станции метро 

"Малиновка" милиционеры под угрозой задержания приказали журналистке 



CМИ в Беларуси 2014 

 29 

независимой газеты "Наша Ніва" удалить с фотокамеры снимки. Ирина Ореховская 

сфотографировала, как правоохранитель выводил из метро нетрезвого мужчину. 

12 июня в Барановичах журналистов независимой газеты "Intex-press" Ольгу 

Широкоступ и Дмитрия Макаревича не пустили в горисполком на чествование лучших 

выпускников города. Начальнице отдела организационно-кадровой работы 

Барановичского горисполкома Татьяне Чилик «не понравился» внешний вид 

корреспондентов, а также рюкзак фотографа, где лежала аппаратура. К другим 

фотографам и видеооператорам, которые также были с большими сумками и 

рюкзаками для аппаратуры, претензий у чиновников не возникло.  

26 июня стало известно, что судья Глубокского районного суда Людмила 

Ващенко запретила местным журналистам вести диктофонную аудиозапись во время 

открытого судебного процесса. По словам Дмитрия Лупача, который вместе с коллегой 

присутствовал на открытом судебном заседании по уголовному делу об убийстве, в 

первый день слушаний судья запретила им пользоваться техническими средствами. На 

второй день судебного заседания журналисты стали пользоваться диктофонами. На что 

судья запретила пользоваться и диктофонами и пригрозила удалить корреспондентов из 

зала суда.  

27 августа сотрудница отдела идеологии Глубокского райисполкома 

препятствовала местному журналисту Дмитрию Лупачу участвовать в мероприятии 

фестиваля христианских фильмов "Magnificat". Несмотря на предварительную 

аккредитацию у председателя фестиваля, чиновница не разрешила Д. Лупачу пройти в 

автобус, подготовленный для поездки журналистов. Она заявила, что журналист 

“Каталіцкага весніку” якобы не имеет аккредитации и не может ехать со всеми другими 

журналистами. По мнению Д. Лупача, не исключено, что поведение чиновницы  это 

реакция на его материал для информационного ресурса westki.info, где на одной из 

иллюстраций видно ошибочное написание названия страны-участницы фестиваля  

"Макідонія". 

8 сентября в Барановичах корреспондентам региональной негосударственной 

газеты "Intex-press" препятствовали фотографировать нецензурную надпись в адрес 

президента России, сделанную накануне неизвестными на заборе мясокомбината. Во 

время съёмки к фотокорреспонденту Александру Трипутько подбежал сотрудник 

мясокомбината. Он стал хватать репортёра за куртку, закрывал камеру, требовал 

прекратить фотосъёмку и оскорблял журналистов криками: "Сами написали  сами 

снимаете". Милиционеры, находившиеся рядом никак не реагировали на агрессивное 

поведение сотрудника предприятия. Зато они проверили документы журналистов 

Натальи Семенович и Александра Трипутько, переписали их личные данные. Один из 

правоохранителей, в звании сержанта, настойчиво рекомендовал журналистам удалить 

отснятые кадры из памяти фотокамеры.  

10 ноября в Бобруйске во время выполнения профессиональных обязанностей 

были задержаны тележурналисты Вячеслав Пешко и Артур Бондарев, когда они 

беседовали с профсоюзным активистом Михаилом Ковальковым у проходной завода 

тракторных деталей и агрегатов. К ним подошли милиционеры, заявили о незаконности 

записи и отобрали у всех присутствующих документы. В отделении милиции В. Пешко 

и А. Бондарева опросили относительно записи интервью у проходной и настойчиво 

посоветовали не писать в СМИ о голодовке и протесте рабочих на заводе.  

24 ноября журналиста информационного агентства БелаПАН Владимира 

Лапцевича не допустили на внеочередную шестую сессию Могилевского областного 

совета депутатов 27 созыва. Основанием для отказа главный специалист Могилевского 

облсовета Евгений Нальгачев назвал то, что корреспондента нет в списках 



СМИ в Беларуси 2014 

 

 30 

приглашенных. Это был не первый такой случай. В октябре тот же Е. Нальгачев удалил 

В. Лапцевича из зала заседаний Могилевского облсовета, когда проходила очередная 

сессия Совета депутатов. Владимир Лапцевич обжаловал действия Е. Нальгачева. 19 

ноября на личном приеме председатель Могилевского облсовета Анатолий Исаченко 

заверил журналиста, что он лично никому не запрещает присутствовать на сессии 

облсовета.  

28 ноября во время рассмотрения судом Железнодорожного района г. Витебска 

дел трех из участников журналистской фотосессии "птицы и клетки", проведенной 

накануне международной кампании "Станем за журналистику" (см. также Задержания 

журналистов, судебное административное преследование) журналисты столкнулись, 

которые намеревались освещать процесс столкнулись с проблемами, поскольку судья 

собиралась провести суд в закрытом режиме в своем кабинете. Чтобы попасть на 

слушания, журналистам пришлось обращаться к председателю суда, только после этого 

в кабинет впустили 5 человек (по количеству стульев).  

 

 

Другие формы давления и нарушения прав журналистов 

 

1 января редакцию региональной негосударственной "Газеты Слонімскай" 

выселили из помещения, которое она арендовала для офиса у предприятия "Партнер-

Слоним" (ООО). В качестве официальной причины назвали запрет пожарной службы 

эксплуатировать второй этаж здания. Главный редактор "Газеты Слонімскай” Виктор 

Володащук сомневается в самостоятельности принятого арендодателями решения и 

уверен, что действия направлены именно против газеты. Он сообщил, что 

представители местной власти не раз обращались к администрации здания, чтобы 

газету выселили. 

17 января стало известно, что идеологи Витебского облисполкома оказывают 

давление на местных членов ОО "БАЖ" и журналистов. В поле зрения идеологов 

попали участники дружеской предпраздничной встречи журналистов, которая прошла 

28 декабря в Витебске: присутствующие пили чай, слушали барда, члена ОО "БАЖ" из 

Бешенковичей Георгия Станкевича, разговаривали о планах на следующий год. Эту 

встречу в облисполкоме расценили как идеологически вредную: отдельных 

журналистов, а также руководителей редакций местных газет вызывали в отдел 

идеологии, чтобы расспросить о "нежелательном" членстве в "нежелательной" 

организации. Даже тем, кто не является членом БАЖ, было сказано, что они были "не 

там, где надо", и встречались "не с теми коллегами". Желающим вступить в ряды БАЖ 

советовали вступать в Белорусский союз журналистов. А на тех, кто уже сделал выбор, 

идеологи пытались давить через руководство на работе: звонили в местные редакции, 

информировали о членстве сотрудников в "нежелательной организации" и 

предупреждали об опасности подобных встреч. 

10 февраля правозащитник и член ОО "БАЖ" Леонид Судаленко из Гомеля 

получил ответ из Министерства внутренних дел на просьбу выявить лицо, которое с 

белорусского IP-адреса размещает на сайте gomelbest.com клеветническую и 

оскорбительную информацию в отношении него и других демократических активистов. 

Начальник управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий Игорь 

Черненко в официальном письме написал, что МВД "вышеуказанной технической 

возможностью не обладает". Перед этим Л. Судаленко не единожды обращался с 

просьбой выявить злоумышленника в УВД Гомельского облисполкома. Оттуда дело 

перенаправляли в Железнодорожный РОВД Гомеля, но результата это не дало.  



CМИ в Беларуси 2014 

 31 

18 февраля учредитель сайта orshatut.by Виктор Андреев из Орши сообщил, что 

сотрудники КГБ советуют рекламодателям прекратить сотрудничество с его редакцией, 

поскольку сайт "не совсем тот". Один из постоянных рекламодателей попросил снять 

рекламу с сайта, сославшись на частную беседу со знакомым сотрудником КГБ, 

который посоветовал это сделать, чтобы потом не было проблем с 

предпринимательской деятельностью. 

3 марта внештатная корреспондентка "Бобруйского курьера" Марина Молчанова 

сообщила, что в течение последних двух недель в сети Интернет от ее имени кто-то 

рассылал оскорбительные и угрожающие письма. Их адресатами стали два местных 

кандидата в депутаты от гражданской компании "Говори правду"  Елена и Анастасия 

Медведевы. Неизвестное лицо для этих целей создало на Mail.ru почтовый ящик под 

именем журналистки. В одном из таких писем Медведевым угрожали от имени 

журналистов. Сама Марина Молчанова посчитала, что послания исходили от 

"достаточно известных органов", которые хотят скомпрометировать ее в глазах 

местной общественности.  

8 апреля Глубокский районный суд (судья Андрей Тарасевич) оштрафовал 

региональную независимую газету "Прэфект-інфо" на 25 базовых величин (3 млн. 750 

тыс. рублей) за ряд нарушений Закона о рекламе в октябрьском номере газеты. 

Редакция не могла найти средства, чтобы выплатить немалую для нее сумму. Издание 

газеты уже тогда было фактически остановлено из-за финансовых трудностей. 

"Похожие нарушения я часто вижу в нашей районке и не только,  сообщил главный 

редактор "Прэфект-інфо" Дмитрий Лупач. – Я с грустью должен отметить, что 

дальнейшей выход нашей газеты уже невозможен. Мы существовали только за те 

средства, которые имели от рекламы. Власти же нам всячески препятствовали. 

Руководству банков было запрещено давать нам рекламу, предпринимателям тоже 

говорили: "Думайте, кому даете рекламу, это же оппозиция, смотрите, чтобы у вас не 

было потом проблем". И много кто от рекламы у нас отказывался". 

7 мая в Беларусь не впустили журналиста британского телеканала Channel 4 News 

Джонатана Рагмана. Согласно сообщению журналиста в "Твиттере", его "сняли с 

поезда и выпроводили". Инцидент случился в пункте пропуска Гудогай.  

Пресс-секретарь Государственного пограничного комитета Александр Тищенко 

объясняет это тем, что у Рагмана не было ни действующей визы, ни билета на 

чемпионат по хоккею, ни аккредитации на это спортивное мероприятие. Джонатан 

Рагман, в свою очередь, утверждает, что его выслали из Беларуси, несмотря на наличие 

аккредитации на чемпионат мира по хоккею. Согласно ему, белорусские пограничники 

высадили его из поезда Вильнюс-Минск, поскольку "что-то было не так с паспортом".  

Справка: Джонатан Рагман специализируется на вопросах внешней политики, 

терроризма и международного развития. Он передавал репортажи с революций и 

восстаний в Сирии, Египте, Ливии, Тунисе и Бахрейне, освещал проблемы голода в 

Сомали, кризиса еврозоны, землетрясения на Гаити и др.  

29 июля брестского журналиста Евгения Скребца пытались завербовать 

сотрудники КГБ. Как рассказал Е. Скребец, это произошло, когда он пытался 

трудоустроиться в автобусный парк №1 ОАО "Брестоблавтотранс" руководителем 

сектора туризма, маркетинга и внешнеэкономической деятельности. Когда он пришел 

на встречу с директором предприятия, тот сказал, что его трудоустройство зависит от 

беседы с двумя людьми, которые ждут в кабинете главного инженера. Двое 

неизвестных дали понять, что много знают о жизни и деятельности Е. Скребца за 

последний год. После этого они сказали, что, заняв должность на новой работе, 

журналист должен продолжать заниматься общественной (не радикальной) 

деятельностью и поддерживать с ними контакт. Также предлагали подписать документ 



СМИ в Беларуси 2014 

 

 32 

о том, что он добровольно согласился стать секретным сотрудником белорусского КГБ. 

Мужчины в штатском интересовались сотрудничеством Е. Скребца с "Беларускім 

Радыё Рацыя". Они предупредили, что, если сейчас он начнет активно там работать, то 

чтобы не удивлялся, вскоре получив штраф в 4 млн. рублей. По словам Е. Скребца, он 

категорически отказался от предложенного "сотрудничества".  

31 июля в суде Октябрьского района Минска сотрудники милиции переписывали 

личные данные журналистов, которые пришли освещать судебный процесс по делу 

обвиняемого в хулиганстве правозащитника Андрея Бондаренко. На вопрос 

корреспондента БелаПАН человеку в штатском, который записывал сведения, зачем 

это нужно, тот ничего не ответил.  

14 августа программному директору "Беларускага Радыё Рацыя" Юрию 

Лещинскому опять отказали во въезде в Беларусь. Соответствующий штамп был 

поставлен в паспорте журналиста белорусским консульством в Белостоке без 

объяснения причин. Ю. Лещинский подавал документы на получение одноразовой 

туристической визы. До этого отказ в белорусской визе Юрий Лещинский получил в 

августе 2013 года, а во время президентских выборов 2006 года ему аннулировали 

действующую визу. 

 

 

Препятствия в печати и распространении продукции СМИ 

 

12 февраля стало известно, что Витебская областная библиотека отказалась от 

подписки на 2014 г. на негосударственные газеты: "Наша Ніва", "Народная воля" и 

"БелГазета". Библиотекари объяснили недовольным таким новшеством посетителям, 

что это приказ областного управления идеологической работы, культуры и по делам 

молодежи. Директор областной библиотеки Александр Сёмкин, в свою очередь, 

объяснил отказ от подписки "сокращением бюджетного финансирования". Тем не 

менее, на 2014 г. областная библиотека выписала большее наименование 

периодических изданий, чем это было в 2013 г . Подобная ситуация сложилась и в 

других библиотеках города: например, в центральной городской библиотеке им. 

Горького также не выписали на 2014 г. ни "БелГазету", ни "Народную волю", ни "Нашу 

Ніву".  

20 марта в Сморгони задержали местного активиста Владимира Шульжицкого за 

распространение информационного малотиражного бюллетеня "Смаргонскі грак" на 3 

млн. рублей. Милиционеры забрали у активиста 31 экземпляр бюллетеня и составили 

протокол согласно ч. 2 ст. 22.9 КоАП  за незаконное распространение продукции 

СМИ. Вечером того же дня милиция провела осмотр в квартире распространителя, где 

нашли еще один экземпляр бюллетеня. 17 апреля Сморгонский районный суд 

оштрафовал Владимира Шульжицкого на 3 млн. рублей. По мнению суда, 

Шульжицкий должен был предварительно заключить с юридическим лицом редакции 

бюллетеня договор на распространение, хотя Закон о СМИ не требует регистрации 

печатных изданий, выходящих тиражом до 299 экземпляров, и создания ими 

юридического лица. Соответственно, юридического лица, с которым распространитель 

мог бы заключить договор, просто не существовало.  

17 апреля Сморгонский районный суд оштрафовал на 3 млн. рублей местного 

активиста Владимира Шульжицкого за распространение малотиражного бюллетеня 

"Смаргонскі грак". В. Шульжицкого обвинили в нарушении ст. 22.9 ч. 2 КоАП 

(незаконное изготовление и распространение продукции СМИ). По мнению суда, 

В.Шульжицкий должен был предварительно заключить с юридическим лицом 



CМИ в Беларуси 2014 

 33 

редакции бюллетеня договор на его распространение, хотя Закон о СМИ не требует 

регистрации печатных изданий, выходящих тиражом до 299 экземпляров, и создания 

ими юридического лица. Соответственно, юридического лица, с которым 

распространитель мог бы заключить договор, просто не существовало.  

3 апреля Бешенковичский районный суд вынес решение по делу издателя 

малотиражной газеты “Крывінка” Георгия Станкевича. Его наказали максимальным 

штрафом в размере 50 базовых величин (7 млн. 500 тыс. рублей). Суд признал, что 

Георгий Станкевич нарушил правила распространения издания и требования к 

издательской деятельности (ч. 2 ст. 22.9 КоАП). Согласно милицейскому протоколу, он 

нарушил законодательство о СМИ, раздавая газету прохожим на рынке в 

Бешенковичах. Судья Наталья Реут отказалась перенести процесс на другой день, как 

того просил издатель  чтобы смог приехать из Минска выбранный им адвокат. Также 

судья отклонила ходатайство Г. Станкевича о присутствии в суде переводчика с 

русского на белорусский язык (поскольку судебный процесс велся на русском). Судья 

заявила, что своими требованиями он только замедляет процесс. В итоге, судья Реут 

выгнала Г. Станкевича из зала суда, обвинив в нарушения правопорядка  после того 

как тот несколько раз заявил ей отвод. 20 мая Георгий Станкевич получил по почте 

постановление Витебского областного суда по результатам рассмотрения его 

кассационной жалобы на решение Бешенковичского районного суда. Решение суда 

первой инстанции было оставлено без изменений. 

Для учителя Георгия Станкевича обвинение за распространение “Крывінкі”  

уже третье. В 2010 г. он был оштрафован на 20 базовых величин, а в 2012 г. штраф 

составил уже 40 базовых.  

20 апреля на белорусско-литовской границе журналистку газеты "Новы Час" 

Анну Аземшу не впустили в Беларусь из-за наличия в автомобиле информационных 

бюллетеней по наблюдению за выборами. По словам журналистки, в пункте пропуска 

Каменный Лог во время досмотра автомобиля сотрудники таможенной службы 

обратили внимание на информационные бюллетени: "Восемь интересных фактов о 

выборах" (130 экземпляров) и "Наблюдатель сообщает" (65 экземпляров). В результате 

таможенники ничего не изъяли, но приказали выехать с территории Беларуси и 

выбросить либо кому-то передать бюллетени. Только сделав это, А. Аземша смогла 

въехать в страну.  

2 июня стало известно, что редакции барановичской независимой газеты "Intex-

press" опять отказали в распространении через подписные каталоги и газетные киоски. 

Издание в мае обратилось к государственным организациям системы распространения 

с просьбой о сотрудничестве во втором полугодии 2014 г. От всех пришли ничем не 

мотивированные отказы. Таким образом, уже девятый год независимая региональная 

газета "Intex-press" безрезультатно пытается вернуться в систему распространения, 

откуда ее вместе с другими независимыми изданиями исключили накануне 

президентских выборов 2006 г. 

12 августа суд Могилевского района оштрафовал на 30 базовых величин 

редактора малотиражной газеты "Наш Магілёў" Игоря Борисова. Судья Станислав 

Левченко признал его виновным в нарушении закона "О СМИ" и незаконном 

распространении печатной продукции (ст. 22.9 ч. 2 КоАП). Сам журналист утверждал в 

суде, что он не распространял газету "Наш Магілёў" и бюллетень "Социал-демократ", а 

просто перевозил их в личном автомобиле. В суде Игорь Борисов заявил, что считает 

административное дело против него политически мотивированным. Он признал, что 

перевозил тираж газет, который превышает заявленный в выходных данных (299 

экземпляров, которые не требуют регистрации СМИ), но отметил, что это ограничение 

не соответствует Конституции и международным соглашениям.  



СМИ в Беларуси 2014 

 

 34 

29 августа в Минске активиста анархистского движения Романа Халилова 

повесткой вызвали в РУВД Советского района. По словам Халилова, там уже было 

подготовлено административное дело против него па ст. 17.11 КоАП ("Изготовление, 

распространение и (или) хранение экстремистских материалов"). Протокол о 

задержании также был заранее подготовлен. При этом никакой экспертизы не 

проводилось. "Когда адвокат задала сотруднику милиции, который вел дело, вопрос о 

том, была ли назначена экспертиза, тот ответил, что это решить суд",  говорит 

активист.  

Рассмотрение дела состоялось в тот же день в Советском райсуде г. Минска. 

Судья Артём Бескишский постановил, что все 92 материала, которые хранились у 

активиста, являются экстремистскими, и наказал Романа Халилова арестом на 10 суток. 

Поводом для дела об экстремистских материалах, стали книги, буклеты и газеты, 

которые накануне нашли милиционеры во время осмотра жилья Р. Халилова. В этом 

перечне оказалась даже литература, не имеющая отношения к политике. К примеру, 

книга "Искусство войны" Сунь-цзы (признана одним из лучших философских 

трактатов древности об искусстве стратегии). "Социальный анархизм против анархизма 

образа жизни", брошюра "АЭС: вся правда о безопасности. Антиатомное 

сопротивление", журнал "Автоном", листовки "Как организовать забастовку", брошюра 

"Цель анархизма в стратегическом плане", газета "Наша правда", книга 

"Чернобыльские уроки.  

11 сентября судья Оршанского районного суда Александра Дранькова 

оштрафовала Татьяну Сечко, общественную активистку из Орши, которая 

распространяла листовки по почтовым ящикам, на 40 базовых величин за нарушение 

ст. 22.9 КоАП (незаконное изготовление и распространение продукции СМИ). Не 

согласная с решением Оршанского райсуда Т. Сечко обратилась в Министерство 

информации за разъяснением, являются ли листовки СМИ. В ответе заместитель 

министра Владимир Матусевич сообщил, что согласно ГОСТу подобная печатная 

продукция "не является средством массовой информации".  

21 октября Витебский областной суд оставил в силе постановление суда первой 

инстанции в отношении Татьяны Сечко, несмотря на то, что официальное письмо из 

Мининформа было приобщено к делу при рассмотрении кассационной жалобы.  

19 сентября гражданская активистка Ольга Кропотина была задержана в центре 

Гродно человеком в штатском, когда она раскладывала на машины с российскими 

номерами листовки с призывом вернуть Крым Украине. О. Кропотину продержали 

несколько часов в РОВД, изъяли у нее 16 листовок "на экспертизу", а потом по месту ее 

жительства провели осмотр и изъяли ноутбук и две флэшки (позже технику вернули). 

18 ноября суд Ленинского района г. Гродно оштрафовал Ольгу Кропотину на 30 

базовых величин согласно ст. 22.9 ч.2 КоАП. Судья Дмитрий Бубенчик посчитал 

раздачу листовок "нарушением закона о СМИ".16 декабря Гродненский областной суд 

отклонил ее кассационную жалобу. Рассмотрение жалобы, которое длилось около трех 

минут, вел судья А.Козел.  

 

 

Ограничения свободы деятельности в Интернете 

 

28 января неизвестные хакеры взломали сайт "Трезвый взгляд"  

spasemstranu.com, принадлежащий гомельской общественной компании "Хватит пить  

надо жить!". Администратор сайта Константин Жуковский сообщил, что взломщики 



CМИ в Беларуси 2014 

 35 

изменили логотип и поместили материал о людях нетрадиционной сексуальной 

ориентации. По мнению активистов антиалкогольной компании, за взломщиками стоят 

белорусские спецслужбы: атака была устроена в день похорон под Гомелем героя 

Евромайдана белоруса Михаила Жизневского, о котором писал сайт. 

13 марта в 12 часов по белорусскому времени неизвестные пытались взломать 

сервер информационного сайта charter97.org, а затем в течение нескольких часов вели 

DDoS-атаку посредством ресурсов одного из российских магистральных провайдеров. 

Редакция charter97.org связала это нападение с активным освещением charter97.org 

событий в Украине. 

14 марта на независимом могилевском интернет-ресурсе "Свободный формат" 

появились две статьи, автором которых значился Александр Леневский  владелец 

домена formats.by. Выставленные на сайт публикации дискредитировали и оскорбляли 

общественных и политических активистов Могилевской области. Также с сайта 

formats.by исчезли абсолютно все записи, начиная с 9 сентября 2013 г. Могилевские 

журналисты, которые раньше сотрудничали с редакцией "Свободного формата", 

заявили, что после старта 10 февраля их нового проекта "moloko" (milkmag.by), они не 

публиковали никаких новостей на сайте "Свободный формат" и материалы 

клеветнического содержания были размещены там путем взлома. Один из 

журналистов, Александр Бураков, также сообщил, что неизвестное лицо рассылало 

большому количеству людей провокационные письма от его имени с электронного 

псевдоадреса. 19 марта Александр Бураков, совладелец доменного имени formats.by, 

направил заявление в отдел по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий 

УВД Могилёвского облисполкома с просьбой найти и наказать взломщиков сайта. 7 

августа Александра Буракова вызвали в Могилевский межрайонный отдел 

Следственного комитета. Следователь Максим Рубеко сообщил, что по заявлению о 

взломе сайта "Свободный формат" заведено уголовное дело, и предпринимается поиск 

причастных к этому лиц. Так как для хакерской атаки использовались прокси-серверы 

и IР-адреса, зарегистрированные в Швеции и Голландии, в эти страны сотрудники 

милиции направили свои запросы.  

21 марта редактор независимого витебского сайта dyjalog.info Константин 

Мордвинцев сообщил о блокировании этого интернет-ресурса. По его информации, 

дело в преднамеренно присланном вирусе. Последние материалы, размещенные на 

сайте, касались избирательной кампании, а также скандального факта  массового 

отравления заключенных в оршанской колонии. 

25 марта вечером в течение нескольких часов был недоступен сайт независимой 

газеты "Наша Ніва". В этот день в Минске проходило шествие, приуроченное ко Дню 

Воли, и газета вела оттуда онлайн-трансляцию. Во время блокирования сайта редакция 

работала через социальные сети. На сайте Белорусской службы «Радио Свобода» также 

появилось сообщение о блокировании сигнала живой видеотрансляции с шествия. 

Проблема с просмотром возникла только у жителей Беларуси. Присутствовали все 

признаки умышленного вмешательства извне.  

Блокирование популярных интернет-ресурсов происходит в Беларуси 

практически во время всех важных политических событий. Наиболее массово доступ 

к независимым новостным сайтам ограничивался в день президентских выборов 2010 

г. 

1 августа редакция сайта международного консорциума "ЕвроБеларусь" 

сообщила о хакерской атаке. В течение нескольких дней неизвестные размещали на 

сайте eurobelarus.info провокационные материалы о событиях в Украине и активно 

распространяли их в социальных сетях. По словам редактора издания Андрея 

Александровича, атака на сайт началась 24 июля. Сотрудники сайта связывали этот 



СМИ в Беларуси 2014 

 

 36 

инцидент с активной позицией редакции в освещении российско-украинского 

конфликта: с первых дней противостояния на сайте активно наполнялась специальная 

рубрика "События в Украине. Взгляд из Беларуси".  

1 августа Роскомнадзор заблокировал статью на белорусском сайте charter97.org. 

Как сообщила редакции сайта хостинговая компания, блокирование на территории РФ 

интернет-страницы с публикацией "Сибиряки хотят объявить "Сибирскую республику" 

произошло на основании требования Генпрокуратуры России. По мнению российских 

прокуроров, информация содержала призывы к массовым беспорядкам и 

экстремистской деятельности. 

14 августа приблизительно в 18.00 у информационного интернет-ресурса 

charter97.org возникли проблемы с доступом с территории Беларуси. Но при 

использовании прокси-серверов сайт был доступен. Расследование редакции показало, 

что блокировка произошла на шлюзе государственной сети передачи даных "Белпак" 

(структурное подразделение РУП "Белтелеком"). Доступ восстановился после 23 часов.  

15 августа сайт "Хартии-97" был снова заблокирован в течение нескольких часов 

по всей территории Беларуси. На вопросы журналистов о причинах блокировки 

руководство "Белтелекома" отказалось отвечать. Еще в апреле 2011 г. Генпрокуратура 

Беларуси вынесла постановление об ограничении доступа к информационному сайту 

"Хартия'97", ссылаясь на нарушение ими законодательства  призывы к участию в 

несанкционированном мероприятии.  

19 декабря в Беларуси возникли проблемы с доступом к ряду информационных 

белорусских веб-ресурсов: belaruspartisan.org, charter97.org, udf.by, 21.by, gazetaby.com, 

zautra.by и некоторым другим Интернет-ресурсам. 

Редакции этих сайтов отмечали, что проблемы возникают у пользователей из 

Беларуси, для посетителей с территории других стран сайты были доступны.  

20 декабря были заблокированы IP-адреса сайтов belapan.by, belapan.com и 

naviny.by, которые принадлежат Белорусской информационной компании БелаПАН  

официально зарегистрированному СМИ в Беларуси. Кто и по какой причине это сделал 

было не известно. В связи с этим БелаПАН распространил заявление, в котором 

сообщалось: "…решение о блокировке IP-адресов могли принять только власти, 

поскольку в Беларуси сохраняется монополия государства на предоставление IP-

адресов. Компания БелаПАН не получала никаких официальных предупреждений или 

уведомлений о подготовке блокирования". После изменения IP-адресов, 21 декабря 

удалось восстановить работу, однако примерно в 14.00 того же дня были 

заблокированы и новые IP-адреса. Хостинговая компания и государственный 

монополист "Белтелеком" заявили, что не обладают информацией об этом. Попытки 

получить ответ на этот вопрос в Мининформации также были безрезультатны. Сайты 

БелаПАН восстановили работу, несмотря на блокировку. 

В тот же день Оперативно-аналитический центр при президенте РБ исключил из 

реестра национальной доменной зоны интернет-ресурс Onliner.by. Согласно 

сообщению ОАЦ, это было сделано по требованию Министерства торговли в связи с 

выявленными нарушениями законодательства о торговле. За день до этого 

Минторговли сообщило, что будет закрывать интернет-магазины за указание цен в 

условных единицах.  

22 декабря ОО "БАЖ" обратилось в Генеральную прокуратуру, Управление МВД 

по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий и Оперативно-аналитический 

центр при Президенте по поводу блокирования ряда информационных интернет-

ресурсов. В заявлении требовалось срочно устранить нарушение прав и законных 

интересов граждан и организаций, потерпевших от ограничения доступа к сайтам, 



CМИ в Беларуси 2014 

 37 

провести проверку их незаконного блокирования, установить лиц, виновных в 

нарушении законодательства, и привлечь их к установленной законом ответственности, 

поскольку таким образом были нарушены ряд статей Конституции, Уголовного и 

Административного кодексов РБ.  

23 декабря информационная компания БелаПАН распространила заявление в 

связи с продолжением блокировки IP-адресов сайтов belapan.by, belapan.com и 

naviny.by, в котором потребовала от госорганов расследовать факты незаконной 

блокировки и обнародовать информацию о результатах такого расследования.  

Тем не менее, доступ к некоторым сайтам был ограничен вплоть до окончания 

2014 г., а также в начале 2015-го. По всей вероятности, столь серьезная атака на 

Интернет-ресурсы была связана с резким скачком интереса белорусов к объективной 

информации вследствие очередного валютного кризиса в стране. 

 


