
ОО  «Белорусская  
ассоциация  

журналистов»

Электронный 
Бюллетень

w w w.baj.by

СМИ
В БЕЛАРУСИ

cентябрь–октябрь 2014



На сегодняшний день в белорусских тюрьмах никаких ре-
портеров, по моим данным, нет. Но этого мало для того, 
чтобы говорить, что мы движемся вперед. Я не вижу ни-
какого стремления ослабить строго регламентированное 
законодательство в сфере СМИ.

Дунья Миятович 
представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ

По мнению комиссии, в настоящее время внесение кор-
ректировок в акты законодательства Беларуси в сфере 
свободы выражения мнения не требуется.

Андрей Наумович,  
председатель Постоянной комиссии  

Палаты представителей Национального собрания Беларуси  
по правам человека, национальным отношениям  

и средствам массовой информации

02

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

cентябрь–октябрь 2014

http://www.dw.de/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%BE%D0%B1%D1%81%D0%B5-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BE%D1%82-%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8-%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8E-%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE/a-17979112
http://www.dw.de/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%BE%D0%B1%D1%81%D0%B5-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BE%D1%82-%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8-%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8E-%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE/a-17979112
http://baj.by/be/node/26742
http://baj.by/be/node/26742
http://baj.by/be/node/26742
http://baj.by/be/node/26742
http://baj.by/be/node/26742


СОДЕРЖАНИЕ:

Ситуация в сфере СМИ  
в сентябре – октябре 2014 г. (обзор) . . . . . . . .         4

Основные события в сфере СМИ  
в сентябре – октябре 2014 г. (обзор) . . . . . . . .         4

Рейтинги, индексы, cтатистика  . . . . . . . . . . . .             8

03

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

cентябрь–октябрь 2014



СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ СМИ  
В сентябре – октябре  
2014 Года (обзор)

С начала осени особую тревогу вызывает пресле-
дование белорусских журналистов за размещение их 
материалов в зарубежных СМИ (вплоть до штрафов, 
сопоставимых со средней месячной заработной пла-
той белоруса).

Среди прочих событий, влиявших на свободу СМИ 
в Беларуси в эти месяцы, следует выделить:

• �вынесение судебного решения,  
запрещающего телеканалу “Белсат” 
использовать это название;

• �задержания журналистов.

Основные события  
в сфере СМИ  
в сентябре – октябре 2014 года

Штрафы журналистам  
за размещение их материалов  
в иностранных СМИ

16 сентября в Могилеве сотрудники милиции с 
санкции прокурора провели осмотры в квартирах 
местного журналиста Александра Буракова и его 
родителей. Во время осмотра были изъяты компью-
теры и системные блоки журналиста и его близких. 
Поводом для этих действий милиции стало появле-
ние статьи журналиста на сайте “Немецкой волны”.  

Обращает на себя внимание факт, что проведение 
осмотров в квартирах А.Буракова и его родителей и sv

ab
od

a.
or
g

04

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

cентябрь–октябрь 2014

http://www.dw.de


30 сентября журналисту вернули два изъятые но-
утбука и один системный блок, еще один системный 
блок остался в милиции. 

8 октября А. Бураков был оштрафован судом 
Ленинского района г. Могилева на 6 000 000 бел. 
руб. (примерно 450 евро). Нарушением законо-
дательства о СМИ и основанием для штрафа суд 
признал публикацию журналиста на сайте русской 
службы радиостанции «Немецкая волна» без аккре-
дитации Министерства иностранных дел Республики 
Беларусь. 

25 сентября к штрафу, эквивалентному 350 евро 
(4  800  000 руб.), в Бобруйске (Могилевская об-
ласть) за деятельность без аккредитации была осу-
ждена журналистка Марина Молчанова. «Незакон-
ным изготовлением и распространением продукции 
СМИ» суд и милиция сочли размещение материала 
за подписью Марины Молчановой на сайте польско-
го телеканала «Белсат ТВ».

7 октября суд Октябрьского района г. Гродно 
оштрафовал на 5  250  000 бел. руб. (около 400 
евро) гродненского журналиста Андрея Мелешко 
за публикацию на сайте «Беларуского Радио Рация» 
(Польша). Это был уже второй штраф, вынесенный 
журналисту судами Гродно за профессиональную 
деятельность без аккредитации. Ранее, 16 июня, 
суд Ленинского р-на г. Гродна оштрафовал его за 
сотрудничество с «БРР» на 4  500  000 руб (около 
340 евро).  

Во всех описанных выше случаях основанием 
для применения к журналистам санкций стало 
не содержание их материалов, а сам факт их 
появления в иностранных СМИ.

26 сентября общественное объединение «Бело-
русская ассоциация журналистов» заявило о непра-
вомерности преследования репортеров, чьи имена 

изъятие оргтехники (равно как и задержания в тот 
же день трех журналистов в Минске) произошли 
во время визита в страну представителя ОБСЕ по 
вопросам свободы СМИ Дуни Миятович. 

sv
ab

od
a.
or
g

sv
ab

od
a.
or
g

05

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

cентябрь–октябрь 2014



и произведения появляются в иностранных СМИ. 
По  мнению БАЖ, такая практика нарушает как 
внутреннее законодательство Республики Беларусь, 
так и международные обязательства государства в 
сфере свободы выражения мнения.  

С протестами в связи с преследованием белорус-
ских журналистов, которые размещают свои мате-
риалы в зарубежных медиа, выступили также Пред-
ставитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня 
Миятович и Шведский союз журналистов.

Cудебный запрет спутниковому каналу 
«БелсатТВ» использовать свое название 
в Беларуси 

4 сентября Верховный суд Республики Беларусь 
запретил компании Telewizja Polska (учредителю те-
леканала «БелсатТВ»)  использовать товарный знак 
«Белсат», удовлетворив требование владельца бело-
русской фирмы «БЕЛСАТплюс» Андрея Белякова. 

В начале года коллегия Верховного суда по интел-
лектуальной собственности иск А. Белякова откло-
нила и вынесла решение в пользу телеканала.  Од-
нако через 6 месяцев, в июне 2014 г.,  Президиум 
Верховного суда Республики Беларусь отменил это 
решение и направил дело на новое рассмотрение. 
В результате  тот же суд вынес решение, противо-
положное первоначальному: запретил телеканалу 
использовать обозначения «БЕЛСАТtv BELSAT» при 
трансляции на территорию Беларуси и на страницах 
сайта телеканала, доступных пользователям бело-
русского Интернета.

По мнению директора телеканала Агнешки Ро-
машевской-Гузы, суд против «Белсат»  политически 
мотивирован, и решение о запрете использовать 
торговый знак   — еще один факт того, что дело 
остается под контролем властей Беларуси.

«Белсат» – независимый спутниковый телеканал, 
созданный в 2007 г. по договору между поль-
ским Министерством иностранных дел и Поль-

06

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

cентябрь–октябрь 2014

http://baj.by/ru/node/26450
https://www.sjf.se/nyheter/201410/stod-till-vitryska-frilansjournalister
http://belsat.eu/be/wiadomosci/a,21722,dyrektarka-kanalu-zabaranits-vykarystannie-laghatypu-bielsat-naurad-tsi-maghchyma.html
http://naviny.by/rubrics/society/2014/09/04/ic_articles_116_186559/
http://naviny.by/rubrics/society/2014/09/04/ic_articles_116_186559/


Задержания журналистов

В рассматриваемый период ОО “Белорусская ассо-
циация журналистов” зафиксировало 7 задержаний 
журналистов сотрудниками милиции. Причем трое 
из них были задержаны в Минске 16 сентября, во 
время официального визита Представителя ОБСЕ по 
вопросам СМИ Дуни Миятович, в рамках которого 
был проведен семинар по взаимодействию органов 
правопорядка и СМИ. 

Всего с начала года по октябрь включительно 
БАЖ зафиксировал 26 кратковременных задержа-
ний журналистов (во всех случаях журналисты были 
отпущены в течение 3 часов с момента задержания 
без составления протоколов). 

Это несколько меньше, чем ранее. В 2013 г. 
было более 50 задержаний журналистов, в 2012 – 
около 60. 

ским телевидением (Telewizja Polska). Вещание 
телеканала рассчитано на белорусскую аудито-
рию. С момента создания «Белсат ТВ» Польское 
телевидение неоднократно пыталось получить 
легальный статус в Беларуси, однако эти попыт-
ки оказались безуспешными. Белорусские жур-
налисты, сотрудничающие с телеканалом (равно 
как и с другими иностранными СМИ) неодно-
кратно получали предупреждения прокуратуры и 
КГБ, а с весны 2014 г. их стали штрафовать за 
деятельность без аккредитации в Министерстве 
иностранных дел. 

07

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

cентябрь–октябрь 2014



РЕЙТИНГИ,  
ИНДЕКСЫ, СТАТИСТИКА
Беларусь остается на последнем месте 
в рейтинге свободы СМИ  
стран Восточного партнерства

По результатам первого полугодия 2014 г., обна-
родованным в сентябре, Беларусь и Азербайджан 
имеют наихудшие показатели в сфере свободы СМИ 
среди стран Восточного партнерства. Лидером в 
Индексе свободы медиа Восточного партнерства ос-
тается Грузия, на втором месте Молдова.   Третьей 
стала Украина, поменявшись местами с Арменией. 
По мнению экспертов, переместиться с последней 
позиции Беларуси не позволяет ряд стабильно пло-
хих показателей: в частности, репрессивное зако-
нодательство о СМИ, отсутствие общественного 
телевидения, тотальный контроль государства за 
телерадиовещанием в стране.

Ежеквартальное составление Индекса свободы 
медиа Восточного партнерства  является частью 
проекта  EaP Media Freedom Watch, осуществля-
емого МОО «Интерньюс-Украина» в партнерстве 
с неправительственными организациями пяти 
других государств ВП.  Индекс выводится путем 
суммирования полученных странами-участница-
ми баллов в четырех категориях:   «Политика», 
«Практика», «Телерадиовещание», «Интернет   и 
новые медиа».  Участие в составлении рейтинга 
принимают около 60 экспертов в сфере  СМИ.

В Беларуси наиболее часто преследуют 
за выражение мнений

В Беларуси чаще всего преследуют за выражение 
мнений — к такому выводу пришли в гомельском 
"Центре стратегической тяжбы" (Гомельский Центр 
стратегической тяжбы) по результату анализа всех 
решений Комитета ООН по правам человека по бе-
лорусским делам. Руководитель Центра Леонид Су-

08

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

cентябрь–октябрь 2014

http://mediafreedomwatch.org/ru/ukraine-has-improved-its-position-in-media-freedom-index-georgia-in-the-lead/
http://mediafreedomwatch.org/ru/ukraine-has-improved-its-position-in-media-freedom-index-georgia-in-the-lead/
http://litigation.by/29-glavnaya-novost/757-statya-dlya-sajta
http://litigation.by/29-glavnaya-novost/757-statya-dlya-sajta


даленко подчеркнул, каждое второе белорусское 
дело, рассмотренное в Женеве, имеет отношение 
к преследованию граждан за выражение мнений.

К настоящему времени Комитет по правам чело-
века принял 68 решений по белорусским делам, 
установив в 34-х из них нарушение права на выра-
жение мнения.

09

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

cентябрь–октябрь 2014



Содержание этого электронного издания защищено нормами авторского права. 

Ссылка на ОО «Белорусская ассоциация журналистов» при использовании материалов 

ЭЛЕКТРОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ «СМИ В БЕЛАРУСИ» является обязательной. 

Издатель: ОО «Белорусская ассоциация журналистов» (ОО «БАЖ»).

Ул. Комсомольская 7-32, 220030, Минск, БЕЛАРУСЬ.

Телефоны: +375 17 203-63-66, 226-70-98. Факс: +375 17 203-63-66, 226-70-98.  

E-mail: press@baj.by  Web: www.baj.by

Контакт: Бастунец Андрей Леонидович, заместитель председателя ОО «БАЖ»

ОО  «Белорусская  
ассоциация  

журналистов»

w w w.baj.by


