
СМ
И В БЕЛАРУСИ 2019

baj.by



 
СОДЕРЖАНИЕ 

 
 
 

СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ СМИ В 2018 г. (ОБЗОР) ………………………………………………………………. 3 

НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ, КОНФЛИКТЫ В СФЕРЕ СМИ .…….... 
 

7 

 Уголовные дела ………………………………………………………………………………………………………..…..… 7 
 Другие судебные дела (кроме административного преследования) ……........ 9 
 Задержания журналистов, административное преследование …………………….. 12 
 Физические посягательства  …………………………………………………………………………………….. 20 
 Обыски, изъятие, повреждение, конфискация техники и носителей 

информации ……………………………………………………………………………………………………………………. 
 
21 

 Угрозы ……………………………………………………………………………………………………………………………….. 21 
 Ограничения свободы деятельности в Интернете ………………………………………….… 22 
 Нарушения, связанные с доступом к информации ………….……………………………….. 23 
 Иные формы давления и нарушения прав журналистов .................................. 27 

 Нарушения во время выборов в Палату представителей Национального 
собрания Республики Беларусь  …………………………………………………………………………….. 

 
29 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СМИ ……………………………………..…………………………………… 
 

33 

 



СМИ в Беларуси 2019 

 3

СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ СМИ В 2019 г. (ОБЗОР) 
Ситуация в сфере СМИ в 2019 г. была неоднозначной. С одной стороны, на нее влияла общая 
тенденция усиления государственного контроля над медиапространством, с другой — проведение в 
Минске II Европейских игр подталкивало власти к большей открытости страны. Нельзя не принимать 
во внимание и сложную внешнеполитическую и экономическую ситуацию в Беларуси (переговорный 
процесс с Евросоюзом и США, возрастание размера внешнего долга и давления со стороны 
Российской Федерации), а также выборы в белорусский парламент (состоялись 17 ноября 2019 г.). 

II Европейские игры прошли в столице Беларуси с 21 июня по 30 июня 2019 г. Незадолго до их 
проведения правозащитная организация Human Rights Watch призвала олимпийских чиновников 
обеспечить гарантии неприкосновенности журналистов в Минске:  

«На протяжении последних двух лет власти Беларуси предпринимают последовательные шаги по 
ущемлению свободы СМИ, прямо влияющие на обстановку, в которой журналисты будут освещать 
события в стране накануне, во время и после Европейских игр… Европейские олимпийские комитеты 
(ЕОК) должны обеспечить возможность свободно работать всем иностранным и белорусским 
корреспондентам, освещающим II Европейские игры». 

Вопреки опасениям правозащитников и журналистских организаций, серьезных конфликтов, 
связанных с осуществлением журналистской деятельности, во время Европейских игр не произошло. 
Более того, к началу Европейских игр снизилось давление на журналистов-фрилансеров, материалы 
которых появляются в иностранных СМИ. Если за первые 5 месяцев 2019 г. суды 38 раз штрафовали 
таких журналистов за сотрудничество с иностранными медиа без аккредитации, то с 31 мая такая 
практика приостановилась. 

Однако в сентябре после трехмесячного перерыва преследование журналистов-фрилансеров 
возобновилось. В результате за 2019 г. БАЖ зафиксировал 44 штрафа журналистам-фрилансерам на 
общую сумму 42049,5 руб. (около 21 тыс. долларов США). 

Одной из главных проблем в сфере выражения мнения в 2019 г. было уголовное преследование 
журналистов и блогеров. 

 

Обвинительный приговор главному редактору TUT.BY 
Марине Золотовой и завершение «дела БелТА» 

4 марта суд Заводского района Минска признал главного редактора ведущего белорусского 
интернетпортала TUT.BY Марину Золотову виновной в бездействии должностного лица (ст. 425 
Уголовного кодекса) и приговорил ее к штрафу в 7650 белорусских рублей (около 3800 долларов по 
курсу Нацбанка). Кроме того, суд взыскал с нее в пользу БелТА процессуальные издержки в размере 
6000 рублей (около 3000 долларов). 

Осуждение М. Золотовой стало завершением так называемого «дела БелТА», возбужденного летом 
2018 г. 

Поводом для его возбуждения послужило несанкционированное использование некоторыми 
журналистами паролей к подписной ленте сайта государственного информационного агентства 
БелТА. (При этом материалы сайта БелТА находились в открытом бесплатном доступе и размещались 
попавшими под давление СМИ с учетом правил, установленных БелТА, а пароли к подписной ленте не 
изменялись годами.) 



СМИ в Беларуси 2019 

 4

7–9 августа 2018 г. в редакциях информационной компании БелаПАН, портала TUT.BY, редакциях 
некоторых других СМИ, а также в квартирах ряда их сотрудников прошли обыски. Во время обысков 
были изъяты профессиональная техника и носители информации. Около 20 журналистов были 
задержаны и допрошены следователями, 8 журналистов – отправлены в изолятор временного 
содержания на срок до 3 суток. В отношении 15 журналистов были возбуждены уголовные дела по ч. 
2 ст. 349 Уголовного кодекса (несанкционированный доступ к компьютерной информации, 
совершенный из корыстной или иной личной заинтересованности). 

Действия следователей вызвали протесты со стороны правозащитников, журналистских 
организаций и международных структур (в том числе Совета Европы, Евросоюза, ОБСЕ).  

В конце 2018 г. уголовные дела в отношении 14 журналистов были прекращены с привлечением их к 
административной ответственности в виде крупных штрафов и фактическим принуждением к уплате 
компенсаций БелТА и газете Администрации президента «СБ. Беларусь сегодня». 

Единственным обвиняемым, привлеченным по «делу БелТА» к уголовной ответственности, стала 
главный редактор интернет-портала TUT.BY Марина Золотова. 

«Приговор и штраф Марине Золотовой, главному редактору TUT.BY, вместе с непропорциональными 
мерами правоохранительных органов против БелаПАН и TUT.BY в 2018 году, могут оказать негативное 
воздействие на независимые СМИ в Беларуси», — отметил представитель ОБСЕ по вопросам свободы 
СМИ Арлем Дезир.  

«То, как белорусские власти настойчиво занимались этим делом с самого начала, показывает их 
решимость подорвать конкурентов государственных СМИ», — заявили «Репортеры без границ» после 
осуждения М. Золотовой. 

Председатель Верховного суда Республики Беларусь Валентин Сукало заявил, что повышенное 
общественное внимание к процессу над Золотовой — присутствие дипломатов и репортеров — можно 
расценить как косвенное давление на суд. 

 

Дело блогера Андрея Паука 

20 марта Следственный комитет Беларуси в официальном Telegram-канале сообщил о возбуждении 
уголовного дела по ч. 1 ст. 340 Уголовного кодекса по факту заведомо ложного сообщения о 
минировании райисполкома в городском поселке Октябрьский. Подозреваемым по делу стал блогер 
Андрей Паук, номер мобильного телефона которого был указан в сообщении о минировании. 20 
марта А. Паук был задержан, у него дома был проведен обыск и изъяты компьютер и другая 
профессиональная техника.  

По версии следствия А. Паук отправил электронное письмо в Гомельское областное отделение 
Министерства по чрезвычайным ситуациям с сообщением о минировании Октябрьского 
райисполкома (местный орган исполнительной власти). После допроса А. Паук был отпущен. Через 
месяц уголовное дело в отношении его прекратили, и изъятую технику вернули.  

В мае история с лжеминированием повторилась. На электронную почту МЧС поступило сообщение 
про минирование суда в г. Мозырь. Подозреваемым вновь стал А. Паук. Поводом для этого, как и в 
марте, стало указание номера его мобильного телефона в сообщении о минировании. 

А. Паук обратился в управление Следственного комитета и Генеральную прокуратуру с просьбой 
разобраться, кто использует его личные данные для лживых сообщений о минировании 



СМИ в Беларуси 2019 

 5

государственных учреждений. Кроме того, он обратился в суд с иском к сотрудникам милиции, 
нарушившим его права во время обыска. Он требовал от них компенсации морального вреда за 
задержание в марте по подозрению в лжеминировании . 

24 сентября, накануне рассмотрения иска в суде Октябрьского района, блогер получил в 
мессенджер Viber сообщение с угрозами  от неизвестных лиц: 

«Завтра суд, и ты его проиграешь. Тема с обыском была создана для того, чтобы ты задумался о 
своем поведении, закрыл свой вонючий рот и устроился на работу. Скажи спасибо, что ничего не 
подкинули. Если будешь заниматься саботажем и очернением существующей власти, будут 
приниматься меры в отношении тебя. Сядешь и твоя [непристойность] жена будет передачки носить 
[…]». 

Автор сообщения до настоящего времени не установлен. 

4 октября Андрею Пауку позвонил оперативный дежурный РОВД и сообщил, что в милицию поступил 
телефонный звонок якобы с номера самого Паука, в ходе которого неизвестный, назвавшийся 
Андреем и сообщивший его домашний адрес, сказал, что «убил свою жену Ольгу». Жена Андрея Ольга 
была вынуждена объяснять, что этот звонок — провокация. В РОВД сообщили, что «хулигана» найти не 
удастся. 

Суд в удовлетворении иска А. Паука к работникам милиции отказал. 

 

Уголовное преследование блогера Сергея Петрухина 

18 апреля суд Ленинского района Бреста признал виновным  по части 2 ст. 188 («Клевета») и части 2 
ст. 189 («Оскорбление») Уголовного кодекса Республики Беларусь брестского блогера Сергея 
Петрухина.  

В качестве потерпевших по делу проходили четыре сотрудника Ленинского РУВД Бреста (милиция). 
Суд приговорил С. Петрухина к штрафу в размере 360 базовых величин (9180 рублей, что 
эквивалентно приблизительно 4600 долларам США), а также обязал его выплатить в качестве 
компенсации морального вреда сотрудникам милиции Сергею Игнатюку, Дмитрию Якушевичу, Игорю 
Голянцичу и Сергею Токуну в общей сложности 7500 рублей, или 3750 долларов. Кроме того, блогер 
обязан компенсировать расходы потерпевших на адвокатов в размере 1000 белорусских рублей и 
судебные издержки.  

Основанием для привлечения блогера к уголовной ответственности стали видеоролики, которые были 
сняты в марте 2018 года и транслировались на YouTube. В этих видеороликах С. Петрухин заявил о 
причастности ряда сотрудников Ленинского РУВД Бреста к избиению в милицейском участке в 2016 г. 
гражданина П. Каминского (который обратился в правоохранительные органы с требованием 
расследования инцидента и рассказал об этом блогеру).  

Перед началом судебного процесса 14 белорусских правозащитных организаций выступили с 
требованием  прекратить уголовное преследование С. Петрухина. По их мнению, оно имеет 
политически мотивированный характер и связано исключительно с реализацией С. Петрухиным 
гарантированных Конституцией и международными нормами прав в области прав человека свобод — 
свободы выражения мнения, сбора и распространения информации.  

5 июля судебная коллегия по уголовным делам Брестского областного суда оставила решение суда 
первой инстанции без изменений. 



СМИ в Беларуси 2019 

 6

Рейтинги, индексы 

В ежегодном Индексе свободы прессы  международной организации «Репортеры без границ», 
опубликованном в апреле 2019 г., Беларусь заняла 153-е место среди 180 государств, поднявшись на 
две позиции по сравнению с предыдущим годом. «Позиция Беларуси  в Мировом индексе свободы 
прессы 2019 года, похоже, свидетельствует об улучшении, — поясняют «Репортеры без границ», – но 
на самом деле она отражает тот факт, что ситуация значительно ухудшилась во многих других 
странах, а также тот факт, что рекордное количество арестов в Беларуси в 2017 году не было 
повторено в 2018 году». 

Международная правозащитная организация Freedom House в своем Рейтинге свободы в мире 2019 г. 
по-прежнему отнесла Республику Беларусь к несвободным странам. При этом, по мнению 
организации, степень свободы СМИ в Беларуси в 2018 г. уменьшилась до минимальной. «Оценка 
уменьшилась с 1 до 0 из-за применения суровых мер в отношении журналистов, которые включали 
новые ограничения в отношении сетевых средств массовой информации, уголовное дело против 
журналистов, обвиняемых в незаконном получении контента от государственного информационного 
агентства, а также частое задержание и наложение штрафов на журналистов в связи с их работой». 

Комитет защиты журналистов (CPJ) включил Беларусь в список стран с самой жесткой цензурой, 
разместив ее на 9-м месте . 



СМИ в Беларуси 2019 

 7

НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ, 
КОНФЛИКТЫ В СФЕРЕ СМИ 
 

Уголовные дела 

4 марта суд Заводского района Минска признал главного редактора ведущего белорусского 
интернет-портала TUT.BY Марину Золотову  виновной в бездействии должностного лица (статья 425 
Уголовного кодекса Республики Беларусь) и приговорил ее к штрафу в размере 7650 белорусских 
рублей (около 3800 долларов США в эквиваленте). Кроме того, суд обязал Золотову оплатить 
процессуальные издержки в размере 6000 рублей в пользу БелТА. 

Осуждением Золотовой заковершилось так называемое “дело БелТА”, которое было возбуждено 
летом 2018 года. Причиной стало несанкционированное использование некоторыми журналистами 
паролей к подписной ленте БелТА (при этом материалы сайта БелТА находились в открытом 
бесплатном доступе и размещались в СМИ, оказавшихся под преследованием, с учетом правил, 
установленных БелТА, а пароли для входа в подписную ленту не изменялись на протяжении 
нескольких лет). В отношении 15 журналистов различных СМИ было возбуждено уголовное дело по ч. 
2 ст. 349 УК РБ (“Несанкционированный доступ к компьютерной информации, совершенный из 
корыстной или иной личной заинтересованности». В конце 2018 года уголовные дела против 14 
журналистов были прекращены с привлечением их к административной ответственности в виде 
крупных штрафов и компенсаций. Единственной журналисткой, привлеченной к уголовной 
ответственности, стала Марина Золотова. 

7 марта стало известно, что возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 211 УК РБ в отношении блогера из 
Березы Александра Кабанова . Его обвинили в присвоении денег в 2017 году, когда он был 
председателем товарищества собственников. Дело было возбуждено по жалобе сотрудника милиции, 
члена этого товарищества. 

8 июля уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления. 

1 октября дело было возобновлено постановлением Брестской областной прокуратуры. 

10 декабря Александр Кабанов узнал, что его дело было прекращено с формулировкой «за 
отсутствием состава преступления». 

10 марта блогер Павел Спирин был допрошен милицией в качестве свидетеля в рамках 
расследования дела, возбужденного по статье 189 Уголовного кодекса («Оскорбление») в связи с 
«оскорбительным» комментарием к его видео. Павел Спирин разместил на своем канале в YouTube 
видео с заседания “тунеядской” комиссии администрации Ленинского района Минска; оно собрало 
много мнений и комментариев. Под видео появился комментарий: “Все правильно! Нам, сотрудникам 
исполкома, противно, и мы тоже саботируем это, как можем”, — к которому была прикреплена 
фотография заместителя главы администрации Ленинского района Минска Сергея Павочки. Павочка 
обратился в Ленинский районный отдел милиции Минска, утверждая, что этот комментарий оскорбил 
его и потребовал привлечь Спирина к ответственности. Тогда же милиция с санкции прокуратуры 
провела обыск в квартире блогера; был конфискован жесткий диск компьютера. 

20 марта Следственный комитет РБ в официальном телеграмм-канале сообщил о возбуждении 
уголовного дела по ч. 1 ст. 340 Уголовного кодекса в связи с заведомо ложным сообщением о 
минировании райисполкома в городском поселке Октябрьский. Подозреваемым по этому делу был 
назван блогер Андрей Паук , чей номер мобильного телефона фигурировал в сообщении о 



СМИ в Беларуси 2019 

 8

минировании. Паук был задержан, в его доме был проведен обыск с изъятием компьютера и другого 
профессионального оборудования. После допроса блогер был освобожден. 

17 апреля уголовное дело против Паука было прекращено, а изъятое оборудование возвращено 6 
июня. 

В мае 2019 года история с лжеминированием повторилась. На электронную почту МЧС поступило 
сообщение о минировании здания суда в Мозыре. А. Паук снова стал подозреваемым. Как и в марте, 
причиной стало указание номера его мобильного телефона в сообщении о минировании.  

9 апреля управление Следственного комитета по г. Минску провело обыск в помещениях, 
используемых сотрудниками спутникового телеканала “Белсат”  для своей деятельности. Как 
сообщили в Следственном комитете, обыск был проведен в рамках уголовного дела, возбужденного 
по факту клеветы на сайте телеканала (ч. 2 ст. 188 УК РБ). 

Руководство Белсата пояснило, что причиной для возбуждения дела стала техническая ошибка, 
допущенная в статье о коррупции в 2018 году, в которой упоминался председатель Государственного 
комитета судебной экспертизы Андрей Швед. “Мы быстро исправили ошибку, опубликовали 
опровержение и принесли извинения генералу Андрею Шведу, которого касалась эта ошибка. 
Следственный комитет провел проверку дела и не нашел оснований для уголовного преследования. 
Однако в январе этого года Минская прокуратура возбудила уголовное дело по тому же случаю”, — 
отметили в руководстве Белсата. 

В результате обыска, который длился около четырех часов, было изъято около 10 носителей, в том 
числе три ноутбука и два жестких диска. Через два дня, 11 апреля, Следственный комитет вернул 
изъятое оборудование сотрудникам Белсата. 

18 апреля суд Ленинского района Бреста признал брестского блогера Сергея Петрухина  виновным 
по ч. 2 ст. 188 (“Клевета”) и ч. 2 ст. 189 (“Оскорбление”) Уголовного кодекса Республики Беларусь. В 
качестве потерпевших по делу проходили четыре сотрудника Ленинского районного отдела милиции 
г. Бреста. По итогам судебного процесса Петрухин был приговорен к штрафу в размере 9180 рублей 
(около 4600 долларов США). Суд также обязал его выплатить компенсацию морального вреда 
сотрудникам милиции Сергею Игнатюку, Дмитрию Якушевичу, Игорю Галянтичу и Сергею Токуну на 
общую сумму 7500 рублей (3750 долларов США), а также выплатить потерпевшим компенсацию 
расходов на адвокатскую помощь в размере 1000 белорусских рублей и судебные издержки. 

Причиной преследования блогера стали видеоролики, снятые в марте 2018 года и размещенные на 
YouTube. В этих видеороликах Петрухин заявил, что ряд сотрудников Ленинского районного отделения 
милиции Бреста был причастен к избиению в отделении милиции в 2016 году гражданина П. 
Каминского, который обращался в правоохранительные органы с требованием провести 
расследование инцидента и рассказал об этом блогеру. 

5 июля судебная коллегия по уголовным делам Брестского областного суда оставила решение суда 
первой инстанции без изменений. 

21 ноября редактор независимого интернет-агентства новостей by24.org Владимир Чуденцов  был 
задержан белорусскими таможенниками за хранение наркотиков, когда собирался пересечь границу 
Польши на поезде. По словам таможенников, они обнаружили в одежде Чуденцова 0,87 грамма 
марихуаны. Милиционеры, обыскавшие квартиру Чуденцова в тот же день, заявили, что наркотики 
были найдены и там. Чуденцов был помещен в Брестский следственный изолятор на два месяца; 
позже срок пребывания был продлен. 



СМИ в Беларуси 2019 

 9

Накануне этих событий Чуденцов в сотрудничестве с блогером Степаном Светловым, известным под 
ником NEXTA, принял участие в создании документального фильма с критикой Лукашенко; фильм 
собрал более 1,8 миллиона просмотров на YouTube. После задержания Чуденцова NEXTA разместил 
видео в его поддержку. 

29 ноября международная организация “Репортеры без границ” (RSF) опубликовала свою позицию 
относительно задержания журналиста. “Обстоятельства задержания Владимира Чуденцова вызывают 
вопрос, почему проводился досмотр, тогда как белорусские таможенники редко проверяют 
пассажиров, выезжающих из страны, — заявил представитель Бюро по Восточной Европе и 
Центральной Азии “Репортеров без границ”. — Также странно, что журналист, известный своей 
рассудительностью, провозил бы наркотики, особенно с учетом строгого антинаркотического 
законодательства Беларуси. Если это дело было сфабриковано, то использование таких методов 
против журналиста означало бы тревожную эскалацию подавления свободы распространения 
информации в Беларуси”. 

30 ноября Владимиру Чуденцову было предъявлено обвинение по части 1 статьи 328 Уголовного 
кодекса (“Незаконное изготовление, переработка, приобретение, хранение, транспортировка или 
перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или аналогов”), а также 
по части 1 статьи 328-1 (“Незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского 
экономического союза или через государственную границу Республики Беларусь наркотических 
средств, психотропных веществ или их прекурсоров или аналогов”). 

 

Другие судебные дела (кроме административного 
преследования) 

14 февраля суд Центрального района г. Минска отклонил иск лидеров профсоюза РЭП Игоря Комлика 
и Геннадия Федынича о защите их чести, достоинства и деловой репутации к редакции сайта 
belnovosti.by.  Дело касалось статьи “Фиктивный РЭП Федынича”, которая была опубликована в мае 
2018 года. В статье утверждалось, что под эгидой профсоюза лидеры организации получают деньги 
для финансирования своей жизни. 

17 мая суд Московского района г. Минска рассмотрел в закрытом режиме гражданское дело против 
новостного сайта TUT.BY и его журналистов. Вячеслав Давыдович, недавно освобожденный из мест 
лишения свободы, подал иск в защиту своих чести и достоинства. В исковом заявлении он просил 
опровергнуть и удалить некоторые выражения из публикаций TUT.BY, “которые унижают честь, 
достоинство и деловую репутацию”. В качестве моральной компенсации он просил взыскать в его 
пользу 50 тысяч рублей. Суд отклонил эти требования. 

11 июля суд Ленинского района г. Могилева по жалобе журналиста Владимира Лапцевича  в 
очередной раз отменил решение Следственного комитета о прекращении проверки в отношении 
чиновника и сотрудника милиции. Судья Елена Литвина отменила решение Следственного комитета о 
прекращении проверки в отношении сотрудника Ленинского РУВД Сергея Колесникова и работника 
администрации Ленинского района Могилева Константина Кистенева. 21 июня 2019 года старший 
следователь управления Следственного комитета по Могилевской области Игорь Рыбаков в 
очередной раз отказал в возбуждении уголовного дела и прекратил проверку. 

Напомним, что 29 апреля 2017 года упомянутые должностные лица воспрепятствовали журналисту 
выполнять его профессиональные обязанности, запретив присутствовать на заседании членов 
гаражного кооператива “Спутник-2008”. Более двух лет Владимир Лапцевич пытался привлечь 
чиновника и милиционера к уголовной ответственности за превышение служебных полномочий и 



СМИ в Беларуси 2019 

 10

злоупотребление властью. Каждый раз, когда следователи отказывались возбуждать уголовное дело, 
Лапцевич обжаловал отказы в суде. Некачественная дополнительная проверка неоднократно 
приводила к дисциплинарным взысканиям против сотрудников Следственного комитета. 

16 августа Хозяйственный суд Минска признал законным решение Республиканской экспертной 
комиссии, которая пришла к выводу, что в двух статьях газеты “Вечерний Могилев” содержались 
признаки экстремизма, поскольку в них использовался язык вражды по отношению к ЛГБТ-
сообществу. “Вечерний Могилев” попытался оспорить мнение эксперта. Это решение послужило 
основанием для судебного разбирательства, в результате которого 18 декабря судом Ленинского 
района было вынесено решение (см. ниже). 

5 сентября Хозяйственный суд Брестской области отказал частному производственно-торговому 
унитарному предприятию “Медиа-Ганцевичи”, издателю региональной газеты “Ганцавіцкі час” , в 
признании незаконным решения Ганцевичского районного Совета депутатов, отказавшегося 
аккредитовать журналистов этой независимой газеты. Однако судья Елена Демьянюк, которая 
рассматривала дело, вынесла отдельное постановление о нарушении закона о СМИ, согласно 
которому Ганцевичский райсовет обязан разработать положение об аккредитации. 

17 октября апелляционная инстанция Экономического суда Брестского области отклонила жалобу 
“Медиа-Ганцевичей” на решение суда от 5 сентября. 

З октября был отклонен иск о защите достоинства и деловой репутации против брестских блогеров 
Сергея Петрухина и Александра Кабанова , инициированный руководством компании «АйПауэр» в 
Экономическом суде Брестской области. Причиной судебного иска стало то, что блогеры 
опубликовали на своем канале YouTube «Народный репортер» интервью с двумя активистами-
экологами, которые рассказали о загрязнении территории в результате деятельности «АйПауэр» и о 
других нарушениях со стороны компании. 

Напомним, что в 2018 году компания «АйПауэр» уже подавала против Кабанова и Петрухина иск о 
защите своей деловой репутации. Тогда судья обязал блогеров удалить с YouTube-канала «Народный 
репортер» сюжет о строительстве аккумуляторного завода, а также записать извинения и выложить 
их на этом же канале. 

26 сентября стало известно, что председатель Слонимского райисполкома Геннадий Хомич подал в 
суд на Степана Путило , который ведет популярный Telegram-канал NEXTA. 

В августе 2019 года Путило опубликовал сообщение, в котором утверждалось, что Хомич был 
задержан за вождение в нетрезвом виде, а потом “замял” дело. В сообщении также содержался 
намек на коррупционную деятельность мэра. 

Сначала Геннадий Хомич потребовал взыскать с Путило 50 тысяч рублей (около 24 тысяч долларов 
США) в качестве моральной компенсации. Такие же иски были поданы против новостных сайтов 
“Белорусский партизан”, 21.by и bobruisk.ru, которые опубликовали это сообщение. Позже сумма 
претензий была уменьшена до 10 тысяч рублей. 

Сайт 21.by заключил с Хомичем мировое соглашение, одобренное судом Московского района г. 
Минска, согласно которому согласился выплатить председателю исполкома компенсацию в размере 
1500 белорусских рублей (около 730 долларов США) и опубликовать опровержение. 

12 ноября Минский районный суд постановил, что Степан Путило должен выплатить Хомичу 3000 
белорусских рублей (приблизительно 1460 долларов США) в качестве компенсации морального вреда 
и опубликовать постановление суда на своем Telegram-канале. 



СМИ в Беларуси 2019 

 11

13 ноября суд Бобруйского района постановил, что интернет-газета “Вечерний Бобруйск” 
(bobruisk.ru) должна выплатить Хомичу компенсацию морального вреда в размере 2 000 
белорусских рублей (около 970 долларов) и опубликовать опровержение. 

18 ноября суд Советского района г. Минска постановил взыскать со Светланы Калинкиной, владельца 
сайта “Белорусский партизан” , 3000 белорусских рублей в пользу Хомича за моральный ущерб, а 
также 1653 рубля судебных издержек. 

11 октября суд Октябрьского района Гомельской области вынес постановление отказать блогеру, 
члену Белорусской ассоциации журналистов Андрею Пауку  в иске, предъявленном к местному 
отделению милиции, о возмещении морального ущерба в размере 25 тысяч рублей в связи с 
незаконным задержанием 20 марта (см. подробнее в разделе “Задержания”). В своем иске Паук 
заявлял, что действия милиции нанесли и продолжают причинять ему значительный моральный 
ущерб и умаляют его человеческое и гражданское достоинство. 

26 ноября коллегия по гражданским делам Гомельского областного суда под председательством 
Сергея Шитикова отклонила апелляционную жалобу Паука на решение суда Октябрьского района. 

18 октября суд Рогачевского района не удовлетворил иск гомельского правозащитника, члена БАЖ 
Леонида Судаленко  против редактора сайта “Рогачев-Online» Дениса Дашкевича о защите чести, 
достоинства и деловой репутации. 

20 августа на сайте “Рогачев-Online», а также в Facebook, на страницах “Вконтакте” и “Одноклассники” 
Дашкевич опубликовал взятую с малоизвестного ресурса статью под названием “Новый скандал в 
оппозиции: деньги не делятся”. Он утверждал, среди прочего, что Судаленко украл профсоюзные 
взносы. В суде Денис Дашкевич не представил никаких документальных подтверждений 
распространенной информации. Он сказал, что ранее работал в оппозиции и знает, что профсоюзные 
взносы нецелево использовались на различные политические кампании. 

12 декабря коллегия по гражданским делам Гомельского областного суда под председательством 
Жанны Егоровой отклонила жалобу Судаленко на решение Рогачевского районного суда. 

18 декабря суд Ленинского района г. Могилева пришел к выводу, что публикации газеты “Вечерний 
Могилев”, в которых Министерство информации обнаружило гомофобные высказывания, не были 
экстремистскими. Судья Александр Бушляков принял решение на основании результатов экспертизы, 
проведенной экспертами Управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики 
Беларусь по Могилевской области. В соответствии с результатами этой экспертизы, “в материалах, 
размещенных на Интернет-ресурсе vecherniy-mogilev.by "Судный день. Лиричных чувств натянутые 
струны" и "Во что выливается нетерпимость к извращенцам?" высказываний побудительного 
характера, призывающих к насильственным действиям (действиям, направленным на причинение 
вреда) гетеросексуалов по отношению к человеку либо группе лиц, объединенной по признаку 
принадлежности к гомосексуалам или поощряющих подобные действия, не имеется". 

24 декабря был рассмотрен иск основателя ритуальной кампании Евгения Козлова против интернет-
газеты “Наша ніва”. Суд постановил, что, хотя в статье упоминается неточная информация, она не 
связана с честью и достоинством. 

В июне 2019 года в почтовых ящиках Минска стали появляться буклеты, предлагающие помощь в 
организации похорон. Причем, ритуальная компания, которая предлагала свои услуги, стремилась 
имитировать государственную организацию. “Еврорадио” написало об этом статью об этом, а “Наша 
Ніва” разместила ее на сайте: ““Похоронка” в почтовом ящике: новый игрок из России захватывает 
ритуальный рынок Минска”. Через некоторое время Козлов подал в суд на журналистку Марию 



СМИ в Беларуси 2019 

 12

Войтович, а также на редакцию “Еврорадио” и “Нашай нівы”. Истец полагал, что журналистка 
оскорбила его честь и достоинство. 

C “Еврорадио” Козлов договорился в досудебном порядке, поэтому суд Московского района г. Минска 
рассматривал только иск против “Нашай Нівы”. 

 

Задержания журналистов, административное 
преследование 

3 января корреспондент “Радыё Рацыя” Геннадий Барбарич  был оштрафован на 892,5 белорусских 
рублей судом Партизанского района г. Минска. Журналист был признан виновным по статье 22.9 
Кодекса об административных правонарушениях и наказан за репортаж об обвинениях против своих 
коллег по так называемому “делу БелТА” — интервью с главным редактором БелаПАН Ириной 
Левшиной. 

3 февраля жалобу Барбарича рассматривал Минский городской суд; решение о штрафе было 
оставлено в силе. 

3 января независимые журналисты Сергей Кравчук и Галина Абакунчик  были оштрафованы в 
Минске на 892,5 рубля каждый за незаконное производство и / или распространение продукции СМИ 
 сотрудничество с телеканалом “Белсат” без аккредитации – по статье 22.9 КоАП. 

4 января корреспондент “Радыё Рацыя” Максим Климкович был задержан возле Министерства 
внутренних дел вместе с политической активисткой Ниной Багинской, которая вышла на пикет в 
поддержку политзаключенных. Климковича с Багинской и еще двоих человек доставили в 
Центральный РУВД г. Минска. Журналист провел там около четырех часов. 

9 января брестские журналисты Алесь Левчук и Милана Харитонова  получили очередной штраф за 
сотрудничество с телеканалом “Белсат”. На этот раз решение о наказании фрилансеров было принято 
судьей Ленинского района Бреста Дмитрием Шуриным, а сами журналисты не участвовали в 
судебном процессе. Судья оштрафовал каждого из них на 1275 рублей. Поводом для судебного 
разбирательства стала статья об очередной встрече на главной площади Бреста граждан, 
выступающих против строительства аккумуляторного завода, размещенная 18 ноября 2018 года на 
сайте телеканала “Белсат”. Административный протокол против Алеся Левчука и Миланы Харитоновой 
был составлен на основании части 2 статьи 22.9 Кодекса об административных правонарушениях (за 
незаконное производство и распространение продукции СМИ). 

15 января в поселке Октябрьский Гомельской области милиция задержала члена БАЖ, основателя 
популярной в соцсетях группы “Рудабельская показуха” Андрея Паука . Блогера задержали, когда он 
вел на своем канале в YouTube прямую трансляцию из вестибюля местного исполнительного 
комитета. Паук и местная жительница ожидали председателя Гомельского облисполкома Владимира 
Дворника, который приехал в Октябрьский по делам. У них были личные проблемы, которые не были 
решены местными чиновниками и требовали вмешательства главы региона. Лейтенант милиции, не 
назвавший свою фамилию, а указавший только на свой значок с номером №71432, приказал блогеру 
прекратить съемку и предъявить паспорт, чтобы подтвердить личность. Лейтенант заявил, что 
внутренние инструкции райисполкома запрещают видеозапись, и приказал дежурному вызвать наряд 
милиции. Прибыли трое милиционеров из Светлогорского отдела управления безопасности МВД 
(старшим из них был Сергей Дацко), взяли А. Паука за руки, пригнули его голову и вывели из здания 
райисполкома. Блогер был доставлен в Октябрьское РУВД, как было заявлено, по причине 



СМИ в Беларуси 2019 

 13

неповиновения законным требованиям сотрудника милиции и для установления личности. После 
часового задержания Паука освободили без протокола; Владимир Дворник к тому времени уже уехал. 

25 января начальник Гомельского областного управления депаттамента охраны МВД Александр 
Лисимов ответил на жалобу Андрея Паука по поводу его задержания в вестибюле Октябрьского 
райисполкома. Он сообщил, что согласно с инструкцией «в здании райисполкома запрещено делать 
фото, видео, аудиозаписи с помощью фото, видео, аудиоаппаратуры, мобильных телефонов без 
согласия председателя райисполкома или его заместителя», и, таким образом, милиция действовала 
правомерно. 

18 января независимая журналистка Галина Абакунчик  была оштрафована на 765 рублей в суде 
Ленинского района г. Минска за незаконное производство и / или распространение продукции СМИ 
— сотрудничество с телеканалом “Белсат” без аккредитации – по статье 22.9 КоАП. 

21 января сотрудники “Белсата” Ольга Чайчиц  и Сергей Кравчук были задержаны на улице и 
насильственно доставлены в Боровлянское отделение милиции. Журналисты выполняли свои 
профессиональные обязанности, присутствуя на пресс-конференции активистов, которые воздвигли 
крест в память о литовских жертвах сталинских репрессий в Куропатах под Минском (работники 
лесхоза демонтировали этот крест). Милиция не сообщила о причинах задержания съемочной 
группы. Чтобы не позволить милиционерам удалить видео, Чайчиц вела трансляцию в Facebook. 
Журналистка сказала, что милиция следила за ними в Куропатах с самого начала мероприятия, 
поэтому по окончании пресс-конференции активисты проводили их до машины. Но за ними 
последовала машина ГАИ, и они были задержаны. Журналистов освободили после составления 
административных протоколов за работу без аккредитации. 

24 января Витебский областной суд отклонил жалобу журналиста-фрилансера Дмитрия Лупача. 
Журналист пытался оспорить решение Глубокского районного суда от 22 декабря 2018 г., когда в 
девятый раз за год он был оштрафован по статье 22.9 КоАП. Поводом для этого послужила статья на 
телеканале «Белсат» о почитании памяти жертв коммунистического и фашистского режимов в 
Глубокском районе. 

28 января независимый журналист Дмитрий Мицкевич был оштрафован на 765 рублей в 
Фрунзенском районном суде Минска за незаконное производство и / или распространение 
продукции СМИ – сотрудничество с телеканалом “Белсат” без аккредитации – по статье 22.9 КоАП. 

30 января независимые журналисты Милана Харитонова  и Алесь Левчук были оштрафованы на 
1275 рублей каждый в Бресте за незаконное производство и / или распространение продукции СМИ – 
сотрудничество с телеканалом “Белсат” без аккредитации – по статье 22.9 КоАП. 

1 февраля журналисты Алесь Киркевич и Алесь Денисов были оштрафованы на 765 рублей каждый 
в Ленинском районном суде Гродно. Поводом послужил сюжет “Историки исследуют древние 
гродненские погреба” на “Белсате”. Оба журналиста получили штраф в соответствии со статьей 22.9 
КоАП (незаконное изготовление и / или распространение продукции СМИ). 

5 февраля Минский городской суд оставил в силе решение оштрафовать журналистку “Новага часу” 
Диану Середюк за якобы участие в несанкционированной акции протеста возле посольства России 
26 ноября 2018 года. На самом деле Диана только освещала эту акцию. Несмотря на приложенные 
копии ее редакционного задания, журналистского удостоверения и статьи в “Новым часе”, ранее суд 
признал Середюк виновной в нарушении статьи 23.34 КоАП и оштрафовал ее на 490 рублей. 

10 февраля журналистку-фрилансера Ольгу Чайчиц оштрафовали в Солигорске на 510 рублей за 
незаконное производство и / или распространение продукции СМИ – сотрудничество с телеканалом 
“Белсат” без аккредитации – по статье 22.9 КоАП. 



СМИ в Беларуси 2019 

 14

11 февраля суд Березовского района (судья Елена Немкова) оштрафовал блогера Александра 
Кабанова на 510 белорусских рублей за невыполнение решения суда от 14 сентября 2018 года. В 
сентябре судья Брестского областного хозяйственного суда Константин Никитин обязал блогеров 
Александра Кабанова и Сергея Петрухина опровергнуть их высказывания, прозвучавшие в 
видеоролике “Свинец – Бресту писец” и удалить это видео с YouTube. Согласно решению суда, 
содержание ролика наносит ущерб деловой репутации строящегося под Брестом аккумуляторного 
завода. 

17 февраля утром на железнодорожноом вокзале в г. Береза Брестской области был задержан 
блогер Александр Кабанов , который собирался отправиться в Брест, чтобы освещать очередную 
еженедельную акцию протеста против строительства аккумуляторного завода. После 
продолжительного допроса в качестве свидетеля аналогичной акции, которая состоялась 10 февраля 
2019 года, он был освобожден из милиции. 

18 февраля судья Московского районного суда Бреста Раиса Лобачевская прекратила 
административное дело в отношении независимого журналиста Евгения Скребца в связи с 
“истечением срока административного наказания”. Дело было возбуждено в декабре 2018 года на 
основании публикации “Выставка “Вечность и миг”. 1918—1939 – Польша сильна архитектурой”. 
Согласно протоколу, Скребец нарушил статью 22.9 КоАП, поскольку “злоупотреблял правами и 
обязанностями журналиста, изготовил продукцию средства массовой информации в виде 
информационного текстового сообщения на сайте “Радыё Рацыя””. 

21 февраля фрилансера Дмитрия Лупача в Глубокском районном суде осудили за сюжет о 
памятнике, установленном в Глубоком в честь комсомола, показанный по телеканалу “Белсат”. Судья 
оштрафовал Лупача на 892,5 белорусских рублей. 

24 февраля в Бресте был задержан блогер Александр Кабанов . Блогера задержали на выходе из 
квартиры его коллеги Сергея Петрухина, возле которой с утра дежурил ОМОН. Это произошло перед 
началом очередной акции протеста против строительства аккумуляторного завода, которые 
проходили каждое воскресенье в течение года. Кабанов был освобожден из РУВД Московского 
района вскоре после завершения митинга. Ему сообщили, что причиной задержания стало якобы 
заявление об оскорблении им кого-то, но блогер отказался знакомиться с этим заявлением без 
адвоката.  

3 марта в Бресте милиция на несколько часов задерживала журналистов Алеся Левчука и Милану 
Харитонову.  Когда журналисты направлялись к остановке общественного транспорта, чтобы поехать 
на площадь Ленина, где по воскресеньям собирались протестующие против строительства 
аккумуляторного завода под Брестом, к ним подошли сотрудники милиции и предложили 
проследовать в опорный пункт охраны правопорядка. Алесь Левчук попытался возразить, и 
милиционеры применили физическую силу, пытались даже использовать наручники. В итоге на 
Левчука и Харитонову в отделении милиции были составлены административные протоколы по статье 
22.9 КоАП (за работу на инстранное СМИ без аккредитации, подразумевая телеканал “Белсат”). 
Отпустили журналистов примерно через два часа после задержания. 

4 марта судья суда Московского района Бреста Роман Карабан назначил журналистам-фрилансерам 
Алесю Левчуку и Милане Харитоновой  крупные штрафы: 120 базовых величин на двоих, или 3060 
рублей. Журналистов осудили на основании трех протоколов, по каждому из которых обязали 
выплатить 40 базовых величин. Два протокола были составлены за овещение протестов против 
строительства аккумуляторного завода, третий – за освещение проблем жителей брестской улицы 
Поплавского. Левчука и Харитонову обвинили в том, что они работают на “Белсат” без аккредитации. 

6 марта стало известно, что сотрудник Ленинского РУВД Могилева майон милиции Евгений 
Славников, который пытался привлечь к административной ответственности журналистку Алину 



СМИ в Беларуси 2019 

 15

Скрабунову, был предупрежден о недопущении нарушения норм Процессуально-исполнительного 
кодекса об административных правонарушениях. В действиях милиционера обнаружены 
“незначительные нарушения порядка ведения административного процесса”, однако фактов 
нарушения прав Скрабуновой установлено не было, — говорится в ответе на жалобу журналистки из 
УВД Могилевского облисполкома. 

В ноябре 2018 года Славников составил на Алину Скрабунову и оператора Михаила Аршинского 
протоколы об административном правонарушении за “незаконное создание продукции СМИ”. 
Поскольку КоАП не предусматривает административной ответственности за участие в незаконном 
создании продукции СМИ, суд Ленинского района дважды возвращал в милицию протоколы для 
ликвидации выявленных недостатков, пока не минул двухмесячный срок привлечения журналистов к 
ответственности. 

7 марта журналистку-фрилансера Галину Абакунчик оштрафовали в Слониме на 892,5 рубля за 
незаконное производство и / или распространение продукции СМИ – сотрудничество с телеканалом 
“Белсат” без аккредитации – по статье 22.9 КоАП. 

12 марта журналиста-фрилансера Алеся Залевского оштрафовали в Минске на 1275 рублей за 
незаконное производство и / или распространение продукции СМИ – сотрудничество с телеканалом 
“Белсат” без аккредитации – по статье 22.9 КоАП.  

14 марта витебского активиста и распространителя независимой прессы Бориса Хамайду  
задержали и доставили в Железнодорожный отдел милиции. Сначала милиционеры потребовали, 
чтобы Хамайда собирал свой столик и бело-красно-белый флаг и уходил. Когда он отказался это 
делать, ему заявили, что он нарушает законодательство о массовых мероприятиях, и поэтому его 
задерживают. Через два часа содержания в отделении милиции в отношении Хамайды составили 
протокол по ст. 21.14 КоАП, в котором отмечалось, что свом имуществом он загромождает улицу. 

14 марта суд Витебского района признал Виталия Скрыля виновным в незаконном изготовлении и 
распространении продукции СМИ в соответствии со ст. 22.9 КоАП. Ему присудили штраф в размере 
637,5 рублей за видеосюжет о закрытии предприятия в городе Сенно Витебской области, показанный 
на телеканале “Белсат”.  

8 мая стало известно, што это постановление суда первой инстанции областной суд оставил без 
изменений. 

15 марта в Дзержинске журналистку-фрилансера Ольгу Чайчиц оштрафовали на 510 рубля за 
незаконное производство и / или распространение продукции СМИ – сотрудничество с телеканалом 
“Белсат” без аккредитации – по статье 22.9 КоАП. 

16 марта в Минске в пресс-клубе милиция задержала российских журналистов из альманаха moloko 
plus Павла Никулина и Яна Потарского . Журналисты приехали в Минск для проведения воркшопа 
“Как собрать деньги на собственный проект и организовать работу в горизонтальной редакции”. 
Через три часа после задержания журналистов освободили без составления протоколов. Однако 
милиция забрала их презентационные материалы, чтобы проверить на наличие экстремистского 
содержания. Бы начат административный процесс на основании ст. 17.11 (“Распространение, 
изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, которая содержит призывы к 
экстремистской деятельности или пропагандирует такую деятельность”) КоАП РБ; позже он был 
прекращен. 

20 марта блогер Андрей Паук  был задержан у себя  дома в г.п. Октябрьский; тогда же у него был 
проведен обыск. Милиция задержала блогера, вынудив его оставить пятилетнюю дочь одну в 
квартире, по сути, в опасной ситуации. В районном отделении милиции блогера содержали пять часов 



СМИ в Беларуси 2019 

 16

на том основании, что якобы с его электронного адреса в Гомельское управление МЧС поступило 
сообщение о минировании Октябрьского райисполкома. Однако ни милиционеры, ни следователи так 
и не продемонстрировали скриншот этого сообщения. После допроса Паук был освобожден. 
Следственный комитет РБ в официальном телеграм-канале сообщил о возбуждении уголовного дела 
по ч. 1 ст. 340 УК за заведомо ложное сообщение о минировании. 

21 марта брестские журналисты Алесь Левчук и Милана Харитонова  были признаны виновными в 
незаконном изготовлении и распространении продукции СМИ, а именно – сотрудничестве с 
телеканалом “Белсат”. Судья суда Московского района Бреста Раиса Лобачевская назначила каждому 
из них штраф в размере 1275 рублей в соответствии со ст. 22.9 КоАП РБ. 

26 марта журналистов Ольгу Чайчиц и Андрея Козела оштрафовали в Дзержинске на 1020 рублей 
каждого за незаконное производство и / или распространение продукции СМИ – сотрудничество с 
телеканалом “Белсат” без аккредитации – по статье 22.9 КоАП. 

15 марта в Дзержинске журналистку Ольгу Чайчиц оштрафовали на 510 рублей за незаконное 
производство и / или распространение продукции СМИ – сотрудничество с телеканалом “Белсат” без 
аккредитации – по статье 22.9 КоАП. 

 8 апреля журналистку-фрилансера Татьяну Власенко оштрафовали в Минске на 1020 рублей за 
незаконное производство и / или распространение продукции СМИ – сотрудничество с телеканалом 
“Белсат” без аккредитации – по статье 22.9 КоАП.  

11 апреля суд Глубокского района оштрафовал независимого журналиста Дмитрия Лупача на 1020 
рублей по двум административным делам: ст. 22.9 (незаконное изготовление и / или распространение 
продукции СМИ), и ст. 23.34 (нарушение порядка организации либо проведения массовых 
мероприятий) КоАП РБ. В первом случае штраф назначен за репортаж, который вышел на телеканале 
"Белсат", во втором – за поднятие бело-красно-белого флага в честь Дня Волі.  

15 мая в Витебском областном суде состоялось рассмотрение жалоб Дмитрия Лупача на 
постановления районного суда. Судья Светлана Иванова их не удовлетворила. 

11 апреля судья суда Ленинского района Могилева вынес постановление о наказании журналистки-
фрилансера Алины Скрабуновой  штрафом в размере 1275 рублей. Скрабунова была признана 
виновной в “участии в незаконном изотовлении продукции СМИ”: ее видеорепортаж об открытии 
инклюзивного кафе, в котором работают инвалиды-колясочники, был показан на телеканале “Белсат”. 

11 апреля судья суда Ленинского района Бреста рассмотрел дело против журналиста-фрилансера 
Евгения Скребца по ст. 22.9 КоАП – за работу для зарубежной прессы без аккредитации – и 
оштрафовал журналиста на 765 рублей. Основанием для этого стала статья Скребца “Активистов и 
независимых журналистов не пустили на пресс-конференцию завода “АйПаўэр”, которая появилась на 
сайте “Беларускага радыё Рацыя”. 

17 мая судья Брестского областного суда Руслана Сенько оставила постановление районного суда в 
силе. 

15 апреля дело глубокского журналиста-фрилансера Дмитрия Лупача за сотрудничество с 
телеканалом “Белсат” без аккредитации рассмотрел суд Шарковщинского района. Судья назначил 
журналисту штраф в размере 892,5 рублей за репортаж про слабую экономику и низкие заработки в 
этом районе.  

15 мая в Витебском областном суде состоялось рассмотрение жалобы на это постановление. Судья 
Светлана Иванова не удовлетворила ее. 



СМИ в Беларуси 2019 

 17

15 апреля журналистов Ольгу Чайчиц и Андрея Козела оштрафовали в Лунинце на 765 рублей 
каждого за незаконное производство и / или распространение продукции СМИ – сотрудничество с 
телеканалом “Белсат” без аккредитации – по статье 22.9 КоАП. 

18 апреля журналисты-фрилансеры Алесь Левчук и Милана Харитонова  постановлением 
председателя суда Брестского района были оштрафованы за сотрудничество с “Белсатом” на 1275 
рублей каждый. 

24 апреля судья Дмитрий Бубенчик в cуде Ленинского района Гродно прекратил административное 
дело журналистов-фрилансеров Алеся Денисова, Алексея Кайриса и Катажыны Левдацкой  за 
недоказанностью вины. Журналистов обвиняли в незаконном изготовлении продукции СМИ (ст. 22.9 
КоАП). Основанием для этого стал показанный на телеканале “Белсат” видеорепортаж из деревни 
Старые Василишки Щучинского района — исторической родины всемирно известного музыканта 
Чеслава Немена. 

24 апреля журналистов-фрилансеров Милану Харитонову и Алеся Левчука оштрафовали в Лунинце 
на 1275 рублей каждого за незаконное производство и / или распространение продукции СМИ – 
сотрудничество с телеканалом “Белсат” без аккредитации – по статье 22.9 КоАП.  

8 мая оппозиционный блогер из Ингушетии Исмаил Нальгиев  был задержан в Национальном 
аэропорту Минск, откуда он планировал вылететь в Чехию, якобы за административное 
правонарушение. Ожидалось, что 10 мая задержанного будут судить, однако власти Беларуси приняли 
решение о высылке его в Россию и запрете въезжать в Беларусь на 10 лет. Адвокат Нальгиева Антон 
Гашинский в этот же день обжаловал решение о высылке и запрете въезда в отношении своего 
подзащитного. Адвоката уверили, что процесс дэпортации будет приостановлен на время 
рассмотрения жалобы, как это предусмотрено законом, однако через несколько часов стало 
известно, что Нальгиева все же выслали из Беларуси. 

15 мая независимые журналисты Елена Шабуня и Вячеслав Лазарев в Новополоцком городском 
суде были признаны виновными по статье 22.9 КоАП и оштрафованы на 637,5 рублей каждый. 
Поводом послужило их видео об инциденте на новополоцком предприятии "Полимир". 

12 июня судья Витебского областного суда Святлана Иванова оставила решения горсуда в силе. 

26 мая блогер Сергей Петрухин был превентивно задержан брестской милицией по надуманным 
основаниям и доставлен в РОВД Ленинского района. Это случилось незадолго до начала 
экологической акции протеста против строительства и запуска аккумуляторного завода. Блогер 
провел в отделении милиции около часа. 

31 мая судья суда Московского района Бреста оштрафовал журналистов Алеся Левчука и Милану 
Харитонову на 1020 рублей каждого – за “незаконное изготовление и распространение продукции 
СМИ”, в частности имелось в виду освещение ими акций протеста против строительства и запуска 
аккумуляторного завода. 

2 июня блогер Сергей Петрухин  был задержан в Бресте во время прямой трансляции митинга против 
строительства аккумуляторного завода. На пересечении улиц Советской и Маяковского два человека 
в камуфляже затолкали его в машину и отвезли в неизвестном направлении. При этом присутствовал 
исполняющий обязанности начальника Ленинского РУВД г. Бреста Николай Самосюк. В отделении 
милиции на Петрухина составили административный протокол за мелкое хулиганство; перед судом 
его поместили в изолятор временного содержания. На следующий день в суде Петрухин подал 
ходатайство, в котором выразил желание ознакомиться с материалами дела и подписать договор с 
адвокатом. Судья Семенчук удовлетворил их и освободил Петрухина до суда, назначенного на 10 июня. 



СМИ в Беларуси 2019 

 18

12 июня Сергей Петрухин был оштрафован на 765 рублей в Ленинском районном суде Бреста за 
мелкое хулиганство (статья 17.1 Кодекса об административных правонарушениях) – оскорбление 
заместителя начальника Ленинского райотдела милиции Бреста Николая Самосюка. В суде Самосюк 
объяснил, что блогер «в назойливой форме» просил его, находящегося при исполнении служебных 
обязанностей, принять заявление об административном правонарушении. Николай Самосюк счел 
поведение Петрухина недопустимым и вызвал ОМОН. 

3 июня суд Пуховичского района оштрафовал писателя Славомира Адамовича  на 127,5 рубля за 
рассказ “Никогда не спрашивай, откуда я”, который был опубликован в литературном приложении к 
газете “Новый час” 24 декабря 2010 года. Адамович был признан виновным в распространении 
экстремистских материалов в соответствии со статьей 17.11 КоАП (“Распространение, производство, 
хранение, транспортировка информационных продуктов, которые содержат призывы к 
экстремистской деятельности или ее пропаганду”). Экспертиза текста была проведена на основании 
письма Пуховичского РОВД от 4 апреля 2019 г. Своим заключением № 92 от 18 апреля 2019 г. 
экспертная комиссия подтвердила наличие в рассказе «признаков экстремизма». В протоколе об 
административном правонарушении указывалось, что данное заключение было отправлено на адрес 
электронной почты “Новага Часу”, однако редакция его не получала. 

7 июня суд Московского района Бреста оштрафовал журналиста-фрилансера Евгения Скребца на 
1020 рублей по ст. 22.9 КоАП, поскольку "он фактически исполнял работу журналиста иностранной 
прессы без аккредитации". Скребец узнал об этом только через четыре месяца после суда, когда 
получил сообщение от судебного исполнителя о невыплате штрафа. Оказалось, что основанием для 
составления протокола стала новостная статья на сайте “Радыё Рацыя” о задержании и осуждении 
одного из противников строительства аккумуляторного завода под Брестом. 

9 июля на рынке города Ганцевичи Брестской области сотрудники милиции задержали журналиста 
телеканала “Белсат” Игоря Кулея и операторов Сергея Ковалева и Максима Гарченко , снимавших 
эпизод программы “Белсат” едет в Ганцевичи”. Сотрудники милиции заставили журналистов 
отключить камеры и вынудили проследовать в отделение милиции, где взяли у них объяснения и 
отпустили. 

18 сентября журналиста-фрилансера Дмитрия Мицкевича оштрафовали по ст. 22.9 КоАП в суде 
Поставского района Витебской области за сотрудничество с тэлеканалом “Белсат” без аккредитации. 

22 сентября на белорусско-польской границе в пункте пропуска "Тересполь-Брест" с поезда сняли 
журналиста "Новага Часу" і "Зеленого портала" Александра Велитченко, а также активистку Алину 
Стецову, которые возвращались в Беларусь. Сначала у них забрали паспорта, затем в поезде 
досмотрели вещи, и вывели для личного досмотра, во время которого спрашивали о наличии у них 
экстремистской литературы. Велитченко и Стецову освободили только через четыре часа. Свои 
действия таможенники объяснили полученным сверху приказом, и больше не сообщили никакой 
информации, сославшись на то, что приказ засекречен. 

25 сентября на белорусско-литовской границе в контрольно-пропускном пункте “Каменный Лог” по 
причине нахождения в межгосударственной базе розыска СНГ был задержан журналист Фарход 
Одинаев, член оппозиционной Исламской партии Возрождения Таджикистана. Таджикские власти 
запретили эту партию и объявили ее террористической организацией в 2015 году, заключив в тюрьму 
ее высшее руководство и десятки других членов. С тех пор начались репрессии против активистов 
оппозиции в Таджикистане и за его пределами; для задержаний их за границей используются 
запросы об экстрадиции и «красные сообщения» от Интерпола. В 2013 году, живя в России, Одинаев 
основал независимый спутниковый телеканал SAFO, который освещал тяжелое положение 
таджикских мигрантов в России и события в Таджикистане. С 25 сентября Одинаев находился в 
следственном изоляторе в Гродно в ожидании возможной экстрадиции в Таджикистан, где ему были 



СМИ в Беларуси 2019 

 19

предъявлены обвинения в совершении уголовных преступлений — «публичных призывов к 
экстремистской деятельности» и «организации экстремистского сообщества». 

5 ноября Генеральная прокуратура Беларуси приняла официальное решение об отказе в выдаче 
Одинаева таджикским властям. 

5 октября видеоблогер Сергей Тихановский, автор YouTube-канала “Страна для жизни», был 
задержан в центре Минска после онлайн-трансляции митинга оппозиционного политика Николая 
Статкевича. Тихановский заявил в прямом эфире, что его машину остановили сотрудники ГАИ и 
сообщили, что за ней имеются неоплаченные штрафы, а потом попросили проехать в Ленинский 
РУВД. Там ему сказали, что автомобиль, возможно, был украден. Тихановский провел в отделении 
милиции два часа; после составления протоколаего отпустили. 

24 октября журналистку-фрилансера Дарью Чульцову оштрафовали в Минске на 510 рублей за 
незаконное производство и / или распространение продукции СМИ – сотрудничество с телеканалом 
“Белсат” без аккредитации – по статье 22.9 КоАП.  

8 ноября в Минске милиция задержала корреспондентов немецкого телеканала ARD. Позже 
журналисты были освобождены. Водитель автомобиля съемочной группы провел два с половиной 
часа в Центральном РУВД, после чего его также освободили. Все это время съемочная техника была 
заперта в машине, и журналисты не могли ее использовать для работы. Задержание произошло на 
площади Свободы накануне митинга #whatsnext. Ранее, 4 ноября, видеоблогер NEXTA (Степан Путило) 
в своем Telegram-канале призвал белорусов собраться на митинг. Мероприятие прошло как 
предвыборный пикет кандидата в депутаты. 

21 ноября Владимир Чуденцов , редактор независимого новостного интернет-агентства by24.org, был 
задержан белорусскими таможенниками за хранение наркотиков. Чуденцов направлялся поездом из 
Беларуси в Польшу. По информации сотрудников таможни, в его одежде было обнаружено 0,87 
грамма марихуаны. Милиция, проводившая обыск в его квартире в тот же день, заявила, что 
наркотики были найдены и там. Чуденцов был помещен в бресткий СИЗО на два месяца; позже срок 
содержания его под стражей был продлен. 

2 декабря оршанского видеоблогера Дмитрия Козлова, известного под ником Серый Кот, в суде 
Ошанскага района оштрафовали за ролик, размещенный на YouTube. Судья Екатерина Можейко 
пришла к выводу, что Козлов нарушил требования законодательства о проведении массовых 
мероприятий и постановила оштрафовать его на 510 рублей. В своем видеоролике блогер приглашал 
зрителей прийти на Октябрьскую площать в Минске, чтобы встретиться с кандидатами в депутаты 
Палаты Представителей от гражданской кампании “Европейская Беларусь”.  

10 декабря около 15 часов на площади Якуба Коласа в Минске задержали независимого журналиста 
Александра Зенкова, снимавшего уличный перформанс. В этот день инициатива “Маршируй, детка” 
организовала арт-акцию против домашнего насилия над женщинами. После задержания журналиста 
доставили в отделение милиции Советсткого райна Минска, где взяли объяснения и скопировали 
записи с видеокамеры. Примерно через полтора часа после задержания Зенкова освободили. 

12 декабря суд Витебского района оштрафовал журналистов-фрилансеров Алену Шабуню и 
Дмитрия Лупача на 816 і 1071 рубль соответственно по статье 22.9 КоАП. Судья Анна Игнатенко 
признала журналистов виновными в нарушении законодательства о СМИ — сотрудничестве с 
иностранным медиа без аккредитации в МИД. 16 ноября на телеканале “Белсат” был показан 
видеосюжэт о жителях деревни Шевино, которые отказались участвовать в минувших парламентских 
выборах.  



СМИ в Беларуси 2019 

 20

26 декабря суд Московского района Минска оштрафовал члена Партии БНФ Илью Добротвора  в 
соответствии со ст. 23.34 КоАП РБ ("Нарушение порядка организации или проведения массовых 
мероприятий"), хотя он готовил материалы для интернет-сайтов belprauda.org і pyx.by. 

27 декабря утром на трассе М5 в районе села Лебедевка сотрудниками ГАИ Жлобина был задержан 
блогер Сергей Тихановский , автор YouTube-канала «Страна для жизни». Его остановили два экипажа 
ГАИ и гражданская машина, в которой сидели люди в милицейской форме. Капитан ГАИ сообщил 
Тихановскому, что его машина была объявлена в розыск Ветковским РОВД и предложил поехать в 
отделение на экспертизу. Блогер через стрим сообщил, что ехал в Минск в автомобиле Renault, 
принадлежащем его другу, и связывает задержание со своим намерением снимать протестные акции 
против интеграции Беларуси и России. 

Накануне поздно вечером Тихановский получил смс с требованием явиться в суд Советского района 
Гомеля, где должно было рассматриваться его административное дело по статье 23.34 (“Нарушение 
порядка организации или проведения массового мероприятия”). На это сообщение блогер ответил, 
что не сможет прийти в суд, так как едет в командировку в Минск. 

В итоге Тихановский был доставлен в суд Советского района Гомеля, где судья Елена Шайн 
назначила ему 15 суток ареста за участие в митинге против интеграции с Россией. 

27 декабря суд Октябрьского района Минска наказал фотографа Геннадия Веретинского, 
внештатного корреспондента журнала “Абажур”, штрафом в размере 765 рублей за якобы незаконное 
участие в массовой акции против интеграции с Россией, которая проходила в столице 7 декабря. 
Между тем Веретинский присутствовал на акции как журналист и делал снимки, которые позже были 
размещены на многих информационных ресурсах. 

 

Физические посягательства 

13 января гомельский независимый журналист Константин Жуковский , сотрудничавший с 
“Белсатом”, заявил, что подвергся нападению четверых неизвестных. По его словам, он со спутником 
Борисом Аникеевым ехал на машине и остановился, чтобы проверить, почему перегрелся двигатель. 
Тут же подъехавшие на джипе четверо мужчин окружили его автомобиль. Они распылили в лицо 
Аникееву какую-то жидкость. Жуковский был избит, его паспорт (недействительный) поврежден. Ни 
Жуковский, ни Аникеев не сообщали об инциденте в милицию – их предыдущий опыт обращений 
свидетельствует, что милиция ни разу не нашла людей, которые угрожали им ранее. 

29 января стало известно, что Константин Жуковский с женой и дочерью уехал из Беларуси в одну из 
стран Западной Европы. Свой отъезд журналист-фрилансер объяснил тревогой за судьбу семьи. В 
последние годы Жуковского десятки раз задерживала милиция, препятствуя его общественной и 
журналистской деятельности. Только за 2018 год в отношении Жуковского было составлено около 
двадцати административных протоколов за незаконное изготовление продукции СМИ без 
аккредитации для телеканала “Белсат”. Общая сумма назначенных ему штрафов составила более 
5000 евро. 

3 марта в Бресте милиция на несколько часов задерживала журналистов Алеся Левчука и Милану 
Харитонову.  Когда журналисты направлялись к остановке общественного транспорта, чтобы поехать 
на площадь Ленина, где по воскресеньям собирались протестующие против строительства 
аккумуляторного завода под Брестом, к ним подошли сотрудники милиции и предложили 
проследовать в опорный пункт охраны правопорядка. Алесь Левчук попытался возразить, и 
милиционеры применили физическую силу, пытались даже использовать наручники. 



СМИ в Беларуси 2019 

 21

2 июня блогер Сергей Петрухин  был насильно помещен в автомобиль и увезен двумя неизвестными 
в камуфляже. Это произошло на перекрестке улиц Советской и Маяковского в Бресте во время 
прямой трансляции шествия против строительства аккумуляторного завода. Блогера привезли в 
Ленинский РОВД, где в отношении его составили административный протокол (см. подробней в 
“Задержания, административное преследование”).  

16 ноября в Минске неизвестные напали на съемочную группу Радыё Свабода, снимавшую шествие 
участников “митинга свободных людей” к Центральной избирательной комиссии, организованное 
общественной кампанией “Европейская Беларусь”. Была повреждена видеокамера. 

 

Обыски, изъятие, повреждение, конфискация техники и 
носителей информации 

7 марта по месту жительства блогера Александра Кабанова  и у его родителей в городе Береза 
Брестской области прошли обыски. Они были связаны с возбуждением против Кабанова уголовного 
дела по ч. 1 ст. 211 УК РБ (“Присвоение либо растрата”) (см. подробнее в “Уголовные дела”). 

10 марта в Минске милиция с санкции прокуратуры провела обыск в квартире блогера Павла 
Спирина; в этот же день его допросили в качестве свидетеля в рамках расследования дела, 
возбужденного по ст. 189 УК (“Оскорбление”) (см. подробнее в “Уголовные дела”). Был изъят жесткий 
диск компьютера. 

9 апреля управление Следственного комитета по г. Минску провело обыск в помещении, которое 
использовали для своей деятельности сотрудники спутникового телеканала “Белсат”, в рамках 
уголовного дела, заведенного по факту распространения клеветы на сайте телеканала (ч. 2 ст. 188 УК) 
(см. подробнее в “Уголовные дела”). В результате обыска, продолжавшегося около четырех часов, 
были были изъяты около 10 носителей информации, в том числе три ноутбука и два жестких диска.  

Через два дня, 11 апреля, Следственный комитет вернул сотрудникам «Белсата» изъятое 
оборудование.  

16 ноября в Минске неизвестные напали на съемочную группу Радыё Свабода, снимавшую шествие 
участников “митинга свободных людей” к Центральной избирательной комиссии, организованное 
общественной кампанией “Европейская Беларусь”. Была повреждена видеокамера. 

 

Угрозы  

12 января журналистке “Белсата” Катерине Андреевой  угрожали по телефону. Бывший донбасский 
боевик, история которого была рассказана в статье Андреевой, опубликованной на сайте belsat.eu, 
позвонил журналистке на мобильный и, нецензурно выражаясь, угрожал расправой: “Меняй место 
жительства! Не у меня одного есть желание свернуть тебе голову”. Журналистку он назвал 
“продажной” и пообещал, что у нее “будут проблемы”. Андреева была вынуждена обратиться в 
милицию.  

19 августа журналистка “Зеленого портала” (greenbelarus.info) Наста Захаревич  получила в соцсети 
“Вконтакте” сообщения, содержащие оскорбления и скрытые угрозы. Редакция портала связала это с 
ее публикациями о строительстве в Бресте аккумуляторного завода и протестами по этой причине 
экологов и жителей города. 



СМИ в Беларуси 2019 

 22

Журналистка обратилась в милицию с требованием привлечь автора сообщений к ответственности. 
УВД Фрунзенского района Минска сообщило, што лицо, угрожавшее Захаревич, не было выявлено. 

24 сентября блогер Андрей Паук из райцентра Октябрьский Гомельской области, автор популярной в 
соцсетях программы “Рудабельская показуха”, получил в Viber сообщение от неизвестных и 
опубликовал его текст в своем Facebook: "Завтра суд, и ты его проиграешь. Тема с обыском была 
создана для того, чтобы ты задумался над своим поведением. Скажи спасибо, что ничего не 
подкинули. Если будешь заниматься саботажем и очернением существующей власти, будут 
приниматься меры. Сядешь... Подумай, падла. Думаю, ты нас понял. Не играй с огнём". Сообщение с 
филиппинского номера поступило накануне слушания судебного дела о взыскании с сотрудников 
милиции морального вреда за незаконные задержание и обыск А. Паука, произошедшие в марте 2019 
г. (см. подробней в “Задержания, административное преследование”). Автора сообщения милиция не 
определила. 

1 ноября Андрей Паук получил еще одну угрозу в Viber; она касалась его обращения к министру 
внутренних дел в связи с отказом местной милиции его защитить. В сообщении неизвестный заявил, 
что блогер будет продолжать получать “отписки, что лицо не установлено” на все свои обращения в 
милицию по поводу провокаций и угроз. В анонимном сообщении говорилось: «Тебе было просто 
написано, что суд ты проиграешь – так и вышло... Посмотри на Манько (предприниматель и блогер из 
Калинковичей – прим.). Мы его предупреждали, он не понимал предупреждений – в результате сидит. 
Если будешь так себя вести, то задумайся: возможно, такая же судьба тебя ждет, как и Манько. Статей 
в УК много, а основания найдутся. Тебя посадят, а бывшая супруга будет одна растить детей – оно 
тебе надо? Ты взрослый мужик, устройся на работу или бутылки собирай. И знай, вся ваша кодла под 
колпаком». Андрей Паук считает, что все эти угрозы и провокации направлены на то, чтобы 
устрашить его путем психологического давления. 

 

Ограничения свободы деятельности в Интернете  

10 января Министерство информации ограничило доступ до 22-м интернет-ресурсам за размещение 
ненадлежащей рекламы о выдаче займов неограниченному кругу лиц. Решение было принято в 
соответствии с письменным оповещением Министерства антимонопольного регулирования и 
торговли Республики Беларусь. 

18 марта Министерство информации ограничило доступ к интернет-ресурсу на тему анархизма на 
основании решения суда Центрального района Минска о том, что сайт распространяет 
экстремистские материалы. 

20 марта интернет-газета “Наша Ніва” сообщила, што в течение марта были зафиксированы 
несколько попыток незаконных входов в аккаунты, принадлежащие ее авторам, в мессенджерах и 
социальных сетях. В частности, неизвестные пытались взломать фейсбук Артема Горбацевича и зайти 
в telegram Андрея Дынько. 20 марта была зафиксирована попытка неудачного входа в telegram 
журналистки Катерины Карпицкой. В последнем случае тот, кто пытался это сделать, пользовался 
специальными возможностями и, скорее всего, имел клон сим-карты, на которую получил 
отправленный программой цифровой код. Однако аккаунт имел двойную авторизацию, и после 
введения цифрового кода программа запросила дополнительный пароль, которого злоумышленник 
не знал.  

3 апреля был ограничен доступ к 244-м интернет-ресурсам. Такое решение приняло Министерство 
информации, получившее соответствующий документ из МВД. Причиной ограничения доступа к 



СМИ в Беларуси 2019 

 23

рекордному количеству сайтов стало размещение на них информации о продаже наркотических 
средств и психотропов. 

2 сентября Мининформ ограничило доступ к семи интернет-ресурсам на основании письменных 
оповещений МАРТ и МВД. Доступ к пяти из них был остановлен за размещение, информации о 
продаже наркотических средств, психотропных средств, их прекурсоров и аналогов, к двум – за 
размещение ненадлежащей рекламы. 

10 октября один из самых популярных информационных сайтов Беларуси, onliner.by, стал объектом 
мощной DDoS-атаки. Администраторы сайта сообщили о трудности доступа к нему и о подозриельной 
активности в профилях пользователей. Представители onliner.by рассказали об этом своей аудитории 
и принесли извинения за неудобства. В обращении редакции пользователям сайта предлагалось 
повысить безопасность своих профилей, изменив пароли и введя двухэтапную аутентификацию. 

26 декабря, после публикации анонса о намечающихся на 29 декабря протестах в Минске, началась 
DDoS-атака на сайт belsat.eu , которая продолжалась два дня. Представители телеканала “Белсат” 
сообщили, што сайт был атакован не менее чем с трех тысяч IP-адресов. 

 

Нарушения, связанные с доступом к информации 

14 января руководитель отдела торговли и услуг Барановичского горисполкома Татьяна Асос 
отказалась отвечать на письменное обращение независимой региональной газеты “Intex-press” об 
итогах работы за 2018 год и планах на 2019 год. Вопросы касались динамики товарооборота, развития 
торговой сети и общественного питания. Чиновница порекомендовала журналистам приходить за 
ответами в марте, когда, в соответствии с планом работы Барановичского горисполкома, будет 
рассматриваться вопрос “Об итогах социально-экономического развития торговли, общественного 
питания за 2018 год и задачи на 2019 год”. 

17 января журналистов-фрилансеров, которые сотрудничают с телеканалом “Белсат”, не пустили на 
пресс-конференцию в здание Могилевского облисполкома, посвященную экологической ситуации на 
территории Могилевской области. Основное внимание во время мероприятия уделялось стуации на 
пока еще не работающем предприятии “Омск Карбон Могилев”, где в перспективе будет выпускаться 
технический углерод. Общественность Могилева весьма обеспокоена возможным ухудшением 
экологической ситуации после запуска предприятия. Начальница управления по работе со СМИ и 
молодежной политики Елена Дивакова потребовала от журналистов “Белсата” показать 
свидетельства, что они являются журналистами зарегистрированного в Беларуси СМИ и сообщила о 
необходимости предварительной регистрации для участия в пресс-конференции. Поскольку 
журналисты работают как фрилансеры, необходимых свидетельств у них не было, что и стало 
формальным основанием не пустить их на мероприятие. 

25 января первый заместитель председателя Могилевского райисполкома Степан Полонников 
пытался не допустить журналистов на встречу руководства завода по производству технического 
углерода “Омск Карбон Могилев” и чиновников с местными жителями в агрогородке Вейна 
Могилекского района. Сперва чиновник сказал журналистам, что им необходима аккредитация. После 
того как журналист Владимир Лапцевич заметил, что для этого нужно, чтобы Могилевский 
райисполком разработал соответствующее положение аб аккредитации, Полонников потребовал от 
журналистов удостоверения и велел чиновнице переписать их по номерам. 

30 января Олега Супрунюка, редактора сайта “Першы рэгіён”, собиравшегося присутствовать на 
судебном заседании по делу, имевшему общественный резонанс, не пропустили в суд Брестского 



СМИ в Беларуси 2019 

 24

района по редакционному удостоверению. При этом на входе в здание суда было размещено 
объявление, что в суд можна попасть по дакументам, подтверждающим личность, с дальнейшей 
регистрацией в книге посетителей. Попытки Супрунюка довесть сотруднику охраны, что 
редакционное удостоверение и есть таким документом, не дали результата. 

8 марта стало известно, что в ответ на жалобу журналиста начальник Ленинского (г. Бреста) отдела 
Департамента охраны МВД РБ Владимир Игнатюк сообщил, что со стороны охранника “нарушений 
требований локальных нормативных актов не обнаружено”. В письме также отмечалось, что 
“сотрудник Департамента охраны МВД РБ, находящийся на службе в здании суда, руководствуется 
устнымі либо письменными указаниями руководства суда”. 

1 февраля охранники не позволили журналистке информационного агентства БелаПАН Милане 
Харитоновой и блогеру Сергею Петрухину освещать судебный процесс в суде Ленинского района 
Бреста, где оглашался приговор по делу двух сотрудников милиции, обвинявшихся в коррупции. Еще 
до начала судебного заседания неизвестные люди в штатском заполнили зал суда. После этого 
милиция начала ограничивать доступ туда людей, заявляя о нехватке мест. Было замечено, что не 
пускали в первую очередь тех, кто мог сделать в зале фото и видео. 

22 февраля в Бресте охранники акумуляторного завода допускали журналистов на его территорию по 
спискам. Кто и по каким критериям создавал эти списки, осталось неизвестным. Хотя руководство 
завода организовало пресс-тур, попасть на производство, против начала деятельности которого в 
Бресте уже почти год проходили акции протеста, удалось далеко не всем журналистам и блогерам. 
Помимо представителей государственных СМИ, попасть на завод “АйПаўэр” смогли лишь отдельные 
журналисты независимых медиа (информагентства БелаПАН и интернет-портала TUT.by).    

15 марта блогер Сергей Петрухин пришел в Брестский облисполком на брифинг заместителя его 
председателя Геннадия Борисюка. У входа Петрухина встретил помощник чиновника Евгений 
Викторович, который не пустил блогера в здание, мотивируя это отсутствием у него аккредитации, 
запретил делать видеозапись и вызвал милицию. После Петрухин узнал, что не все журналисты и 
блогеры, присутствовавшие на брифинге, были аккредитованы. 

17 апреля корреспондент “Газеты Слонимской” Кристина Солодухо по заданию редакции пришла в 
райисполком Слонима, чтобы сфотографировать экспозицию проекта жилой застройки на проспекте 
Независимости, презентация которого прошла накануне. Однако сотрутница охраны не пустила 
журналистку негосударственного СМИ в здание, заявив, что не имеет права пропускать людей с 
фототехникой без специального разрешения. 

18 апреля журналисты информационного портала TUT.by, информационного агентства БелаПАН, 
газеты "Беларусы и Рынок" и Европейского радио для Беларуси не были аккредитованы для 
освещения ежегодного обращения Аляксандра Лукашенко к народу и Национальному собранию, 
намеченное на 19 апреля. Двое из них – Татьяна Коровенкова (TUT.by) и специальный корреспондент 
Еврорадио Змитер Лукашук – были постоянно аккредитованы в парламенте. 

3 мая журналистов не пустили на заседание комиссии, посвященное застройке квартала в цэнтре 
Минска, которое проходило в администрации Первомайского району столицы за закрытыми дверями 
и под охраной милиции. Под дверями собралось два десятка человек, подавших присьменные 
заявления о желании присутствовать на комиссии, но не допущенных на заседание. Также не пустили 
корреспондентов “Радыё Свабода” и TUT.by. Когда журналистка “Свабоды” Инна Студинская 
приблизилась к дверям, старший прапорщик милиции Виталий Добровольский грубо вытолкал ее из 
кабинета. 

13 мая из телефонного разговора с сотрудником МИД гродненский журналист Виктор Парфененко 
узнал, что ему в очередной раз отказали в аккредитации. 



СМИ в Беларуси 2019 

 25

Парфененко уже десять лет сотрудничает с “Беларускім Радыё Рацыя”, зарегистрированным в 
Польше. Каждый год журналист обращается в Министерство иностранных дел Республики Беларусь с 
просьбой об аккрэдитации в качестве иностранного корреспондента – и всякий раз получает отказ. 

15 мая МИД РБ отказало в аккредитации в качестве корреспондента иностранного СМИ журналисту 
“Беларускага Радыё Радыя” (Польша) Евгению Скребцу. В ответе на адрес руководителя радио 
Евгения Вапы Министерство сослалось на то, что на протяжении последних шести месяцев были 
случаи сотрудничества с “Радыё Рацыя” неаккредитованных журналистов. 

6 июня онлайн-газета "Наша Ніва" опубликовала документ – памятку, которая якобы была разослана 
по сельским хозяйствам Светлогорского района. В документе, который назывался “Алгоритм действий 
руководителя и сотрудников организации при работе со СМИ”, предлагалось сначала посмотреть на 
журналистское удостоверение, а если оно не предоставляется, а в ответ звучит: “фрилансер”, “Белсат”, 
“БАЖ”, то отказывать таким журналистам в комментариях и интервью. В случае чего в памятке 
предлагалось звонить начальнице отдела идеологической работы Светлогорского райисполкома 
Алле Манькевич. Если же журналисты ведут себя агрессивно – звонить в милицию. Также в задачу 
руководству ставилось инструктировать сотрудников коллективов и не допускать “побочных лиц” на 
территорию предприятий. Алла Манькевич прокомментировала для “Нашай Нівы” появление этого 
документа в интернете, заявив, что никаких ни писем, ни рассылок, ни подобных “алгоритмов 
действий” не рассылала, и кто-то ее дискредитирует. 

7 июня журналистку “Брестской газеты” не допустили в новое здание суда после его торжественного 
открытия, ссылаясь на отсутствие у нее аккредитации. 

11 июня администрация аккумуляторного завода “АйПаўэр”, против строительства которого выступают 
жители Бреста, проводила пресс-конференцыю, но не позволила зайти, без каких-либо 
комментариев, на территорию предприятия большинству представителей независимых СМИ и 
блогерам, которые регулярно освещают события, связанные со строительством этого завода. 

12 июня никто из представителей СМИ не был допущен на встречу председателя Брестского 
облисполкома Анатолия Лиса с участниками экологического протеста, невзирая на то, что в список 
участников встречи были включены три независимых журналиста. Аудиозапись и фотоснимки во 
время встречи были запрещены. 

26 июня витебские журналисты Дмитрий Казакевич и Вячеслав Лазарев не смогли попасть на 
круглый стол, который по просьбе витебских участниц общественного движения “Матери 328” 
организовал отдел образования. Журналистов не пустили в Витебский областной институт развития 
образования, где проводилось мероприятие, потому что их фамилий не было в списке приглашенных, 
хотя его инициаторы — родители осужденных за наркотики — просили, чтобы представителей прессы 
не удаляли. 

9 июля на рынке города Ганцевичи Брестской области сотрудники милиции задержали журналиста 
телеканала “Белсат” Игоря Кулея и операторов Сергея Ковалева и Максима Гарченко, снимавших 
эпизод программы “Белсат едет в Ганцевичи”. Милиционеры заявили, что снимать здесь не 
разрешается, вынудили журналистов отключить камеры и препроводили их в отделение. После взятия 
объяснений журналистов отпустили. 

15 июля независимая газета “Наша ніва” обратилась к пресс-секретарю Министерства сельского 
хозяйства Зинаиде Берещенко с просьбой прокомментировать тот факт, что заместитель министра 
сельского хозяйства Игорь Брило выложил в инстаграме снимок, на котором он позирует в майке с 
надписью “Russia” на борисовском молочном предприятии “Здравушка”. СМИ обратили внимание на 
этот случай, после чего чиновник закрыл свой аккаунт. При первом разговоре с журналистами 
Берещенко пообещала поговорить с Игорем Брило, однако во время второго звонка она с 



СМИ в Беларуси 2019 

 26

использованием нецензурной лексики отказалась отвечать на вопросы, предложив журналисту “не 
политизировать” тему. 

14 августа чиновник Брестского облисполкома отказался дать информацию о случае сибирской язвы 
в Столинском районе журналистке газеты “Комсомольская правда” в Беларуси” Оксане Бровач. Вся 
информация, сказал он, есть на сайте БелТА: “Вы читать умеете? Там как написано?”. Стоит отметить, 
что официальное сообщение о случае сибирской язвы пресс-служба Министерства сельского 
хозяйства и продовольствия распространила исключительно для государственного информационного 
агентства БелТА. 

28 августа директор могилевской средней школы № 9 Александр Сёмочкин категорически отказался 
разговаривать с журналистами, сославшись на то, что ему для этого необходимо разрешение 
управления образования. “Без разрешения никакого общения со СМИ не будет. Звоните моему 
непосредственному начальству, спрашивайте у них разрешения”, — сказал директор. По словам 
журналиста могилевского сайта mspring.online Александра Буракова (младшего), журналисты вместе 
с родителями учеников ожидали директора у школы, чтобы обсудить проблему, связанную с тем, что 
их вынуждали забрать документы десятиклассников в связи с тем, что обучать их в школе 
экономически невыгодно из-за малого количества. Поговорить с директором могилевской средней 
школы № 9 в этот пытались также корреспонденты информагентства БелаПАН и сайта TUT.by. 

26 сентября депутат Палаты Представителей по Барановичскому-Западному избирательному округу № 
5 Ольга Политика в своем письме не стала отвечать на вопросы негосударственного издания «Intex-
press”. Сославшись на занятость, она сообщила, что считает «преждевременным подводить итоги 
деятельности в качестве депутата Палаты представителей Национального собрания Республики 
Беларусь шестого созыва», однако пообещала по окончании полномочий дать отчет перед 
избирателями. Ответить позже на вопросы «Intex-press» депутат не обещала. Между тем, 3 октября в 
эфире программы «Марков. Ничего личного» на телеканале ОНТ Ольга Политика дала ведущему 
интервью, рассказав о своей депутатской деятельности. 

17 октября гродненскому журналисту Виктору Парфененко отказали в аккредитации Министерства 
иностранных дел РБ. Это была одиннадцатая попытка журналиста получить официальное разрешение 
работать корреспондентом «Беларускага Радыё Рацыя", размещенного в Польше, начиная с 2009 
года. На этот раз журналисту отказали в соответствии с пунктом 15.4 Положения об аккредитации 
иностранных журналистов: "на протяжении шести месяцев отказывать иностранному средству 
массовой информации в аккредитации журналистов в случае установления факта использования 
услуг журналистов и (или) иных лиц, не имеющих аккредитации". 

13 ноября начальник Барановичского ГОВД Александр Силицкий отказался давать информацию 
корреспонденту местной независимой газеты “Intex-press” Ирине Комик, поскольку, па его словам, 
сотрудники отдела не должны иметь отношений с журналистами этого СМИ. На вопрос "почему?" 
милиционер ответил: "Я не могу это объяснить".  

20 ноября директор издательского дома «Интекс-пресс» Владимир Янукевич на личном приеме у 
начальника отдела внутренних дел Барановичского горисполкома Владимира Максимчика 
пожаловался на трудности в получении информации ои ГОВД и передал письменную жалобу.  

29 ноября редакция получила ответ Владимира Максимчика, где сообщалось, что “нарушений в 
действиях сотрудников Барановичского ГОВД не установлено”. 

18 ноября журналисты телеканала "Белсат" Ирина Ареховская и Дмитрий Мицкевич были лишены 
аккредитации для освещения мероприятий Всемирной недели предпринимательства (GEW Belarus 
2019), проходившей в Минске с 18 па 24 ноября. 



СМИ в Беларуси 2019 

 27

Телеканал “Белсат” направил заявку на аккредитацию для четверых журналистов, и двое из них ее 
получили. Однако утром 18 ноября во время регистрации на мероприятие им сказали, что 
Министерство экономики отменило аккредитацию. 

18 ноября журналистке “Региональнай газеты” Зое Хруцкой отказали в предоставлении информации в 
УП “Коммунальник”, куда она позвонила, чтобы уточнить информацию о бесплатной выдаче 
контейнеров для раздельного сбора мусора жителям города Молодечно. В ответ на ее вопросы один 
из специалистов предприятия посоветовал для получения разрешения на интервью обратиться к 
заместителю дирэктора по идеологии Валерию Ольшевскому. В телефонном разговоре с Ольшевским 
Хруцкая успела сказать только: “Мы бы хотели написать…”. “А мы бы не хотели”, — ответил чиновник. “В 
смысле, что вы не хотели?” – спросила журналистка, собеседник парировал: “В прямом смысле”, — и 
положил трубку. Следующий звонок, который журналистка сделала под диктофонную запись, 
оборвался сразу же после того, как она назвалась и предупредила, что беседа записывается. 

5 декабря информационной компании БелаПАН и ряду других негосударственных СМИ отказали в 
аккредитации для освещения встречи Александра Лукашенко с депутатами Палаты представителей и 
членами Совета Республики минувшего и нового созывов, которая проходила во Дворце 
Независимости. 

18 декабря утром стало известно, что журналистам информагентства БелаПАН отказали в праве 
присутствовать на заседании Совета Республики, назначенном на 19 декабря. При этом агентство 
имело официальную аккредитацию. Когда ОО “БАЖ” обратилась к пресс-секретарю Совета 
Республики Ольге Козлович за разъяснениями, та сообщила, что ранее журналисты БелаПАН 
посещали мероприятия Совета Республики, но принято решенние на завтрашнее заседание 
пригласить СМИ “в узком формате”. Козлович попросила впредь обращаться за разъяснениями в 
письменном виде, что и было сделано. Через несколько часов посля озвучивания проблемы 
представительница Совета Республики сообщила, что журналист БелаПАН все же будет допущен на 
заседание. 

 

Иные формы давления и нарушения прав журналистов 

14 января телеканал СТБ убрал из эфира слова бывшей биатлонистки, олимпийской чемпионки 
Надежды Скардино, которая рассказала, как Администрация Президента не позволила создать 
радиостанцию “Спорт FM». Скардино хотела реализовать этот проект вместе с двукратной вице-
чемпионкой Олимпиады по плаванию Александрой Герасименей. Спортсменки обратились в 
Министерство инфоормации, откуда их перенаправили в Администрацию Президента, где чиновники 
назвали проект Скардино и Герасимени "нецелесообразным", поскольку в стране и так много 
радиостанций. В воскресенье вечером на сайте СТБ появился текст интервью Скардино. Слова про 
"Спорт FM" утром в понедельник исчезли, а потом убрали и весь текст. Сначала видеоинтервью 
отредактировали, а после исчезли и исправленные варианты. 

7 февраля корреспондент “Нашай Нівы” Артем Горбацевич  столкнулся с некорректным поведением 
пресс-секретаря Министерства обороны Владимира Макарова, к которому обратился за 
комментарием относительно возможных учений НАТО на территории Беларуси. Вместо ответа на 
вопрос журналиста Макаров в жесткой форме порекомендовал ему обратиться к официальным 
источникам, после чего состоялся следующий диалог: 

В. Макаров: Скажите мне как члену Белорусского союза журналистов: почему вы в армии не служили, 
а?  



СМИ в Беларуси 2019 

 28

А. Горбацевич: О чем вы меня спрашиваете? Тут я вам задаю вопросы. 

В. Макаров: Я какк член Белорусского союза журналистов пишу очередной материал. Неужели вы 
стесняетесь своей сексуальной ориентации? У нас исполняется законодательство до буквы, мы не 
американцы, у нас нет никаких дискриминаций. А, господин Горбацевич? 

А. Горбацевич: Я могу вам задать встречный вопрос: вы что, дурак? 

22 февраля Министерство обороны прокомментировало диалог пресс-секретаря Макарова и 
корреспондента “Нашай Нівы”. В ответе, подписанном помощником министра обороны по 
идеологической работе Леонидом Косинским, говорилось: “Вместе с тем, оба – и начальник 
управления информации — пресс-секретарь Министерства обороны В.М. Макаров и журналист 
издания “Наша Ніва” Артем Горбацевич, повели себя не совсем корректно с точки зрения норм 
профессиональной этики. С В.М. Макаровым проведена беседа». 

25 февраля на сайте газеты Администрации президента “СБ. Беларусь сегодня” появилась статья о 
мизерных заработках, предлагаех выпускникам журфака (позже она была удалена). Статья 
называлась «Декан журфака БГУ: стартовый оклад, предлагаемый нашим выпускникам в регионах — 
162 рубля». Эти слова декан Ольга Самусевич сказала на коллегии Министерства информации. “В этом 
году подлежат распределению 102 выпускника. Но есть огромные сложности, касающиеся прежде 
всего распределения на местах. Дело в том, что в региональных СМИ стартовый оклад, предлагаемый 
нашим выпускникам — 162 рубля. При этом лишь 30% региональных СМИ готовы предоставить 
молодому сотруднику место в общежитии или иное жилье. Все это, как вы понимаете, не 
способствует желанию выпускников работать в региональных средствах массовой информации”, — 
отметила Самусевич. Показательно, что в скором времени публикация исчезла с сайта “СБ”. Отыскать 
ее стало возможно только в кеше поисковых систем. 

16 мая редактор белорусской службы международного волонтерского сообщества InformNapalm и 
журналист издания “Новы Час” Денис Ивашин сделал заявление относительно информационной 
атаки со стороны российских медиаресурсов и предупредил о возможных угрозах его личной 
безопасности. По его словам, ситуация длилась с середины апреля 2019 года. Ивашин отмечал, что в 
эту кампанию были вовлечены и некоторые представители белорусских медиа. Главными 
информационными ресурсами в этой кампании, по словам Ивашина, выступали antimaydan.info, 
news-front.info, novorosinform.org, politnavigator.net, телеграм-каналы “338”, “Трикотаж” и ряд других. 
Журналист полагал, что характер, способ подачи и каналы распространения дезинформации в 
отношении его могут свидетельствовать о том, что за этим стоят силовые ведомства Российской 
Федерации. 

4 июня журналист Максим Хлебец  рассказал, что его знакомые американские журналисты, которые 
работали в Брсте (писали материалы про аккумуляторный завод и судьбу белорусского языка), 
вернувшись из рабочей поездки, застали в номере одного из них в отеле “Эрмитаж” троих 
незнакомцев. Один из них сидел за личным компьютером журналиста. На просьбы представится они 
ничего не отвечали. Тогда Хлебец и американский журналист спустились к администратору, чтобы 
узнать, что за люди и как они оказались в чужом номере, — но тоже не получили ответа. Позже в 
отеле “Эрмитаж” подтвердили, что было “недоразумение” с иностранными постояльцами, но отрицали 
тот факт, что некто пытался проникнуть в личный компьютер гостя. Представитель службы 
безопасности отеля объяснил газете “Наша Ніва”, что поступила жалоба на запах дыма на этаже, и 
они проверяли розетки на предмет короткого замыкания. 

13 августа житель Дрогичина Иван Сухаревич отправил письма в Национальное собрание Республики 
Беларусь и главному редактору новостного сайта “Першы Рэгіён” Петру Гузаевскому , где высказал 
негативное отношение к этому интернет-ресурсу и лично к его дрогичинскому корреспонденту 
Сергею Гордиевичу. Автор письма предупреждал о серьезных последствиях для “Першага Рэгіёна”, 



СМИ в Беларуси 2019 

 29

если накануне выбовов журналисты попытаются “раскачать общественность нашего города и 
района” и требовал привлечь к ответственности Сергея Гордиевича. В письме многократно 
упоминались обвинения во лжи, но не приводилось ни одного факта. Жалоба Ивана Сухаревича 
попала на рассмотрение в Дрогичинский РОВД; была организована проверка, поксле которой 
корреспонденту “Першага Рэгіёна” Сергею Гордиевичу прислали письменный ответ, что не нашли в 
его действиях признаков противоправной деятельности. 

15 августа борисовская местная официальная газета "Адзінства" заретушировала на фотоснимке 
герб "Пагоня", который властями рассматривается как символ оппозиции. В свитшот с изображением 
"Пагоні" был одет тренер по кроссфиту в инвалидной коляске Виктор Захарьев, интервью с которым 
было опубликовано на сайте "Адзінства". 

4 октября блогеру из Октябрьского Андрею Пауку  позвонил оперативный дежурный РОВД и 
сообщил, что в милицию поступил телефонный звонок якобы с его номера – звонивший, назвавшийся 
Андреем Пауком и сообщивший яго домашний адрес, заявил, что "убил свою жену Ольгу и ее 
любовника". Жена Паука Ольга была вынуждена сначала звонить и объяснять, что она жива и 
невредима, а затем обратиться в милицию с заявлением. В РОВД сообщили, что “хулигана” найти не 
получится. 

3 ноября в Сморгони правозащитник Алесь Дергачев , распространявший на рынке спецвыпуск 
газеты “Новы час”, посвященный правам человека в тюрмах, был вынужден давать объяснения в 
милицейском автомобиле. Когда Дергачев, уже почти распространив газету, с последними 
экземплярами стоял и беседовал с одним из посетителей рынка, к нему подошел сотрудник милиции 
и спросил, распространяет ли он газету и на каких основаниях. Дергачеву пришлось объяснять, что 
распространение происходит на основе Конституции, гарантирующей соответствующую свободу. Тем 
не менее, милиционер высказал мнение, что правозащитник проводит несанкционированный пикет, 
поскольку возле него собираются люди, и должен дать объяснения.  

15 ноября в Бобруйске местное радио Zephyr FM уволило ди-джея Павла Хаджаева  за то, что утром 11 
ноября он опубликовал неофициальный рейтинг белорусских городов, в котором Бобруйск оказался 
на последнем месте. После этого Виталий Овсеенко, главный редактор медиахолдинга "Бабруйскае 
жыццё", включающего и эту радиостанцию, был вызван для объяснений в горисполком. По 
возвращении он сказал, что в эфире не должно быть негативной информации, а если это 
официальная информация, то она должна подаваться в мягкой форме. На следующий день ди-джея 
Хаджаева уволили. Руководительница радиостанции Елена Радовская назвала официальной 
причыной увольнения прогулы. 

24 ноября стало известно, что уволили еще одного ди-джея – Вадима Киреева, который тоже 
рассказал о рейтинге белорусских городов. Причина увольнения Кирееву не сообщалась. 

 

Нарушения во время выборов в Палату представителей 
Национального собрания Республики Беларусь 

24 сентября председатель Центральной избирательной комиссии Лидия Ермошина на заседании 
комиссии высказалась о журналистах, которым позволят во время выборов работать в специальном 
пресс-центре: «С журналистами, которые работают на иностранные СМИ, все понятно. Они 
аккредитуются через Министерство иностранных дел. А что делать с нашими? Предлагаю пропускать 
только представителей центральных СМИ. Ведь если мы позволим вход и представителям районных 
газет, то всем не хватит места. 



СМИ в Беларуси 2019 

 30

Еще же есть блогеры. А каждый из них считает себя средством массовой информации. Я на днях 
открыла на своем компьютере портал Tut.by. Заинтересовал материал о знаменитых людях и их 
домашних любимцах. И кто вы думаете, эти знаменитые люди? Одни блогеры!». 

После этого члены ЦИК единогласно высказались за то, чтобы доступ во Дворец Республики, где 
традиционно размещается избирательный пресс-центр, получили только представители центральных 
белорусских медиа. 

Поскольку закокодательство гарантирует одинаковые права всем зарегистрированным медиа, БАЖ 
обратилась в ЦИК за разъяснениями. В ответ на это 1 октября председатель ЦИК Лидия Ермошина 
сообщила: “Приоритет центральных СМИ не препятствует приглашению представителей 
региональных изданий при наличии условий для размещения всех приглашенных лиц. Использование 
в Положении слова “центральные” обусловлено общепринятым делением СМИ по территории 
распространения". 

19 октября известной беларусской журналистке Ирине Халип, доверенному лицу кандидата в 
депутаты Оксаны Юшкевич, отказали в выступлении на государственном "Радио-Минск". 

22 октября обращение гомельского активиста Владимира Непомнящих, который избирался по 
Гомельскому-Центральному округу № 33, должно было транслироваться в 19.00 – но было снято с 
эфира. Первым пунктом программы работы кандидата в парламенте был обозначен импичмент 
Лукашенко. В своем обращении Непомнящих также предлагал ограничить охрану президента двумя 
сотрудниками и заявлял, что будет добиваться для депутатов минимальной пенсии. 

22 октября на "Радио-Минск" не вышло в эфир записанное ранее обращение активистки 
общественной кампании “Европейская Беларусь”, зарегистрированного кандидата в дэпутаты Оксаны 
Юшкевич. Главный редактор радиопрограммы В. Малиновский отметил, что выступление кандидата 
содержало призывы к срыву выборов. Однако, среди высказываний Юшкевич были и такие: “Не 
верьте диктатору и его помощникам, они лгут, им плевать на вас”, “Колхозной диктатуре – баста! 
Островецкой АЭС – баста!”. 

23 октября в эфире телеканала “Беларусь 3” не было показано выступление кандидата в дэпутаты от 
ОГП по Ивьевскому избирательному округу № 54 Ирины Давидович. Гродненская областная 
избирательная комиссия сообщила Давидович о том, что избирком не имеет полномочий обязать 
средства массовой информации транслировать либо публиковать те или иные материалы. 

Более развернутый ответ кандидат получила от руководства Телерадиокомпании “Гродно”. В ответе на 
жалобу о нарушении права на свободу выражения мнения и на свободу избираться и быть избранной 
на выборах, было официально заявлено, что фактов давления на руководство РУП РТЦ 
“Телерадиокимпания “Гродно” со стороны третьих лиц не было, а решение было принято 
самостоятельно редакционным советом. 

Среди причин снятия телевыступления кандидата Давидович называются следующие ее 
высказывания: 

1. "Все, что делается властью – превратить людей в рабов. Рабы имеют только один выход – бежать в 
другое государство". 

Ответ: "... Уголовным кодексом Республики Беларусь предусмотрена уголовная ответственность за 
использование рабского труда... У нас в стране не видно даже признаков закрепления 
рабовладельческого строя. Вывод – Ваши сведения не соответствуют действительности, их 
распространение... может привести к социально-политической напряженности в стране. А с другой 
стороны – это прямое оскорбление всех граждан Республики Беларусь". 



СМИ в Беларуси 2019 

 31

2. «Как не вспомнить Белорусскую АЭС. Строительство кривыми руками". 

Ответ: "С вопросом о соответствии или несоответствии данных сведений мы обратились к руководству 
Белорусской АЭС и получили не только аргументированное и подкрепленное фактами опровержение, 
но и предупреждение о том, что в случае распространения не соответствующих действительности 
сведений, порочащих деловую репутацию, от телерадиокомпании потребуют распространить их 
опровержение". 

Таким образом, в телерадиокомпании "Гродно" пришли к выводу, что Ирина Давидович в своем 
выступлении "использовала не соответствующие действительности сведения, порочащие честь, 
достоинство и деловую репутацию, которые могут привести к социально-политической 
напряженности". 30 октября окружная избирательная комиссия вынесла Давидович предупреждение 
за размещение в своих аккаунтах соцсетей видеоролика с ее выступлением для Гродненского 
телевидения. 13 ноября Гродненский областной суд в лице судьи Сергея Пипко не удовлетворил 
жалобу на это предупреждение. 

24 октября брестскую активистку кампании «Европейская Беларусь» Полину Шарендо-Панасюк 
исключили из числа кандидатов в депутаты Палаты представителей после ее выступления по 
телевидению. 28 октября председатель областной избирательной комиссии Александр Каледа, 
рассматривавший жалобу Шарендо-Панасюк на это решение, заявил среди прочего, что слова 
“сохранение власти диктатором”, которые прозвучали во время предвыборного выступления на 
телевидении, являются оскорблением. “Самое худшее, что эту фразу распространила кандидат в 
депутаты”, — отметил он. 

24 октября главный редактор официальной “Маладзечанскай газеты” Виталий Крупеньков 
“предложил” кандидату в депутаты Валентину Тишко убрать первое предложение программы 
Движения “За Свободу”, где речь шла об отсутствии демократии и свободных выборов в Беларуси. К 
тексту кандидата редактор претензий не имел, замечания были только к праграмме Движения. Тишко 
сказал, что, дабы избиратели могли ознакомиться с остальными пунктами программы Движения "За 
Свободу", кандидат пошел на компромисс и внес предлагаемые правки. 

28 октября не было выпущено в эфир видеообращение кандидата от Партии БНФ по Мозырскому 
избирательному округу № 42, активиста движения “Европейская Беларусь” Михаила Бондаренко. 
Запрет на трансляцию он связал с высказываниями о наличии диктатуры в Беларуси и о 
необходимости смены президента. 

31 октября кандидату в депутаты от партии ОГП по Минскому-Каменногорскому избирательному 
округу №101 Диане Чернушиной было отказано в публикации предвыборной программы в газете 
“Звязда”. Руководство РИУ “Издательский дом “Звязда” сочло, что в ее выступлении содержатся 
признаки “оскорбления и клеветы в отношении служащих лиц Республики Беларусь”. 

1 ноября телевыступление Николая Козлова, кандидата в депутаты по Старовиленскому 
избирательному округу № 105, которое должно было прозвучать на телеканале “Беларусь 3”, не вышло 
в эфир. 

6 ноября официальная районная газета “Бабруйскае жыццё” отказалась печатать предвыборную 
программу кандидата Александра Комара, который баллотировался по Ббруйско-Ленинскому 
избирательному округу № 78 от Объединенной Гражданской партии. Он получил отказ и копию 
протокола заседания Редакционного совета. В пункте 5 документа сообщалось: “Кандидату в 
депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва 
Комару А.И. рекомендовано внести изменения в формулировку в пункте «Как это сделать?». 
Ознакомить кандидата в депутаты с решением Редакционного совета. В случае несогласия кандидата 



СМИ в Беларуси 2019 

 32

с решением Редакционного совета отказать ему в публикации предвыборной программы в газете 
«Бабруйскае жыццё».”. Комар сообщил, что он отказался изменить выражение “с Лукашенко у страны 
нет будущего”. 

17 ноября, в день голосования, произошел инцидент с блогером Сергеем Петрухиным  на 
избирательном участке № 2 в Бресте. С утра до полудня он наблюдал за голосованием на этом 
участке, потом уехал и венулся вечером, чтобы увидеть процедуру подсчетв голосов. Однако снова 
попасть на участок не удалось, поскольку председатель участковой избирательной комиссии доцент 
Брестского государственного технического университета Валерий Щербач лишил Петрухина 
аккредитации за то что тот разместил в интернете видео из буфета, где была дешевая водка и еда, и 
из туалета, где отсутствовала туалетная бумага. 



СМИ в Беларуси 2019 

 33

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ  
3 января читатели прислали в газету “Наша Ніва” документ Министерства здравоохранения (ранее 
распространенный по всей стране) следующего содержания: “Министерство напоминает о подписке 
на первое полугодие 2019-го на газету “Медицинский вестник” и журнал “Здравоохранение. Helthcare” 
с приложением — журнал “Медицинские знания”, в том числе и в своих подчиненных организациях. Об 
итогах подписной кампании, в том числе в своих подчиненных организациях, до 28 декабря 
проинформировать Министерство здравоохранения”.  

21 мая на ОАО "Могилевский завод "Строммашина" был издан специальный приказ за подписью 
управляющего предприятием Сергея Гринкевича, в котором ответственным за идеологическую 
работу в структурных подразделениях товарищества было велено до 31 мая провести подписную 
кампанию на второе полугодие среди работников коллектива. Контроль за исполнением приказа 
возлагался на заместителя управляющего по идеологической работе и социальным вопросам И. 
Ходорченко. Приказ был выдан на основании письма из администрации Ленинского района Могилева 
“О содействии и организации подписки на 2-е полугодие 2019 г.” Для подписки рекомендовались 
газеты “СБ. Беларусь сегодня”, “Веснік Магілёва” и “Могилевские ведомости”.  

14 июня из отдела образования Поставского райисполкома во все школы Постав было разослано 
письмо с требованием выписать по два экземпляра журнала "Юный спасатель" на каждый класс, 
сообщил eschool.by. В Поставском отделе по чрезвычайным ситуациям признали, что направляли 
письмо рекламного характера относительно журнала "Юный спасатель" в отдел образования, но без 
требования оформлять подписку в школах принудительно. 

16 декабря Законом “О республиканском бюджете на 2020 год” было предусмотрено, что в 2020 году 
издержки на финансирование сферы средств массовой информации ссоставят 164,2 млн руб. При 
этом 143,1 млн рублей составит бюджетная поддержка государственных телевидения и радио, 7,3 млн – 
печатных изданий. 


	‎D:\Temp\Мониторинг 2019\RU\Мониторинг СМИ в Беларуси 2019 RU_обложка.pdf‎
	‎D:\Temp\Мониторинг 2019\RU\Мониторинг СМИ в Беларуси 2019 RU_содержание.pdf‎
	‎D:\Temp\Мониторинг 2019\RU\Мониторинг СМИ в Беларуси 2019 RU_текст.pdf‎

